Отсканировано из трехтомника:
"Правила Святыхъ Апостолъ, Святыхъ Соборовъ Вселенскихъ и Поместныхъ
и святыхъ отецъ съ толкованиями"
Издательство "Паломник", Москва, 2000
Том 1, стр.3-176 "Правила Святыхъ Апостолъ съ толкованиями"
Правила на греческом и церковно-славянском языке
и комментарии
к ним на старорусском языке
представлены файлами в графике PDF с разрешением 600dpi.
Предисловие к Правилам - в разрешении 300dpi.
Лист опечаток - в разрешении 600dpi.
"Правила Святых Апостолов" в
переводе на современной русский язык
с исправлением некоторых опечаток
взяты с сайта
http://webua.net/biblia/pr1.htm
ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ С ТОЛКОВАНИЯМИ
Лист опечаток (стр.176) (книжный текст низкого качества)
1. Епископа да поставляют
два или три епископа.
Толк. (стр.13-15)
2. Пресвитера и диакона
и прочих причетников да поставляет один епископ.
Толк. (стр.15)
3. Если епископ или
пресвитер, вопреки учреждению Господню о жертве, принесет к алтарю иные
некоторые вещи или мед или молоко, или вместо вина напиток, приготовленный из
чего-либо другого, или птиц, или некоторых животных, или овощи, вопреки
учреждению, кроме новых колосьев, или винограда в надлежащее время: да будет
извержен от священного чина. Да не будет же позволено приносить к алтарю
что-либо иное, разве елей для лампады и фимиам, во время святого
приношения.
Толк. (стр.15-18)
4. Всякого иного плода
начатки да посылаются в дом епископу и пресвитерам, но не к алтарю. Разумеется
же, что епископы и пресвитеры разделят с дьяконами и прочими
причетниками.
Толк. (стр.18-19)
5. Епископ, пресвитер,
или диакон да не изгонит своей жены под видом благочестия. Если же изгонит, да
будет отлучен от церковного общения; а оставаясь непреклонным, да будет извержен
от священного чина.
Толк. (стр.19-22)
6. Епископ, пресвитер,
или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен
от священного чина.
Толк. (стр.22-23)
7. Если кто, епископ,
или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия будет
праздновать с иудеями, то да будет извержен от священного чина.
Толк. (стр.23-25)
8. Если епископ,
пресвитер, или диакон, или кто другой из священного списка, при совершении
приношения не причастится: пусть представит причину, и если она благословна, да
будет извинен. Если же не представит, то да будет отлучен от церковного общения,
как ставший причиной вреда народу и наведший подозрение на совершавшего, что тот
как бы неправильно совершал (Приношение).
Толк. (стр.25-28)
9. Всех верных,
входящих в церковь, и слушающих Писания, но не пребывающих на молитве и святом
Причащении до конца, как производящих безчиние в церкви, подобает отлучать от
церковного общения.
Толк. (стр.28-29)
10. Если кто помолится
с отлученным от церковного общения, хотя бы то было и в доме, тот да будет
отлучен.
Толк. (стр.29-30)
11. Если кто-либо,
принадлежа к клиру, будет молиться с изверженным от клира, тот и сам да будет
извержен.
Толк. (стр.30-31)
12. Если кто-либо из
клира или мирянин, отлученный от церковного общения, или недостойный принятия в
клир, отошед, будет принят в ином городе без представительной грамоты, то да
будет отлучен и принявший и принятый.
Толк. (стр.31-33)
13. Если же будет
отлученный: да продолжится ему отлучение, как солгавшему и обманувшему Церковь Божию.
Толк. (стр.33-34)
14. Не позволительно
епископу оставлять свою епархию и во иную переходить, если бы и от многих был
убеждаем - разве когда будет некоторая благословная причина, понуждающая его сие
творить, как могущего словом благочестия большую принести пользу там
обитающим. И сие не по своему произволу, но по суду многих епископов и по
сильнейшему убеждению.
Толк. (стр.34-38)
15. Если кто -
пресвитер, диакон, или вообще находящийся в списке клира, оставив свой предел,
отойдет во иной, и совсем переместясь, в другом житии будет без воли епископа
своего: таковому повелеваем более не служить, и наипаче, если своего епископа,
призывающего его к возвращению, не послушал. Если же останется в сем безчинии:
там, как мирянин, в общении да будет.
Толк. (стр.38-40)
16. Если же епископ, у
которого таковое быть случится, в ничто вменив определенное им запрещение
служения, приимет их как членов клира: да будет отлучен, как учитель
безчиния.
Толк. (стр.41-42)
17. Кто после святого
Крещения двумя браками обязан был, или имел наложницу, тот не может быть ни
епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ни вообще состоять в списке священного
чина.
Толк. (стр.42-45)
18. Взявший в
супружество вдову или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную, не может быть ни епископ, ни пресвитер, ни диакон, ни вообще
состоять в списке священного чина.
Толк. (стр.45-46)
19. Имевший в
супружестве двух сестер или племянницу не может быть в клире.
Толк. (стр.47-48)
20. Если кто-нибудь из
клира даст себя порукой за кого-либо, тот да будет извержен.
Толк. (стр.48-52)
21. Скопец, если от
человеческого насилия соделан таковым, или во время гонений лишен мужских
членов, или таким родился, то, если он достоин, да будет епископом.
Толк. (стр.52-53)
22. Сам себя оскопивший
да не будет принят в клир, ибо он - самоубийца и враг Божия создания.
Толк. (стр.53)
23. Если кто-нибудь из
клира сам оскопит себя, то да будет извержен. Ибо убийца есть самого
себя.
Толк. (стр.54)
24. Мирянин, себя
оскопивший, на три года отлучен да будет от таинств. Ибо наветник есть своей
жизни.
Толк. (стр.54-56)
25. Епископ, пресвитер,
или диакон, обличенный в блудодеянии, в клятвопреступлении или в воровстве, да
будет извержен от священного чина, но да не будет отлучен от церковного общения,
ибо Писание говорит: Не отмсти дважды за одно (Наум. 1:9). Так же и
прочие причетники.
Толк. (стр.56-57)
26. Повелеваем, чтобы
из вступивших в клир безбрачными, могли вступать в брак одни только чтецы и
певцы.
Толк. (стр.57-58)
27. Повелеваем
епископа, пресвитера или диакона бьющего верных согрешающих или неверных
обидевших, и чрез сие устрашать желая, извергать от священного чина. Ибо Господь
отнюдь нас сему не учил: напротив, Сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем,
не укорял взаимно, страдая, не угрожал (1 Петр. 2:23).
Толк. (стр.58-61)
28. Если епископ,
пресвитер или диакон, за явную вину праведно изверженный, дерзнет коснуться
служения, некогда ему порученного, то он совсем да отсечется от
Церкви.
Толк. (стр.61-63)
29. Если епископ,
пресвитер или диакон сие достоинство получит за деньги, то да будет извержен и
он, и поставивший его, и от общения совсем да отсечется, как Симон волхв Петром
(1 Пет. 2:23).
Толк. (стр.63)
30. Если какой-нибудь
епископ, употребив мирских начальников, чрез них получит епископскую власть в
Церкви, то да будет он извержен и отлучен, а также все сообщающиеся с
ним.
Толк. (стр.63-66)
31. Если какой-нибудь
пресвитер, презрев собственного епископа, будет творить отдельные собрания и
водрузит иной алтарь, не обличив судом своего епископа ни в чем противном
благочестию и правде, то да будет извержен, как любоначальный, ибо он стал
похитителем власти. Так же да будут извержены и прочие из клира, к нему
присоединившиеся. Миряне же да будут отлучены от церковного общения. И сие да
будет по первом, и втором, и третьем
увещании от епископа.
Толк. (стр.66-70)
32. Если какой-нибудь
пресвитер или диакон подпадет отлучению от своего епископа: не подобает ему иным
быть в общение приняту, но только отлучившим его; разве когда случится умереть
епископу, его отлучившему.
Толк. (стр.70-71)
33. Не следует
принимать никого из чужих епископов, или пресвитеров, или диаконов без
представительной грамоты: и когда такая будет предъявлена, то да рассудят о них;
и если будут проповедники благочестия, да приемлются; если же нет: подайте им
то, что нужно, а в общение не принимайте их, ибо многое бывает
подлогом.
Толк. (стр.72-74)
34. Епископам всякого
народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу, и ничего
превышающего их власть не творить без его рассуждения: творить же каждому только
то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих. Но и первый
епископ ничего да не совершает без рассуждения всех епископов. Ибо так будет
единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец, Сын и Святой
Дух.
Толк. (стр.74-77)
35. Епископ да не
дерзает вне пределов своей епархии творить рукоположения в городах и в селах,
ему не подчиненных. Если же обличен будет, как сотворивший сие без согласия
имеющих в подчинении те города и села, то да будет извержен и он, и поставленный
им.
Толк. (стр.77-79)
36. Если кто, быв
рукоположен во епископа, не приимет служения и попечения о народе ему
порученного: да будет отлучен, доколе не приимет оного. Так же и пресвитер и
диакон. Если же пойдет туда и не будет принят, не по своей воле, но по злобе
народа: он да пребывает епископом, клир же града того да будет отлучен за то,
что такового непокорного народа не учили.
Толк. (стр.79-82)
37. Дважды в году да
бывает собор епископов, и да рассуждают они друг с другом о догматах
благочестия, и да решают случающиеся церковные прекословия. В первый раз - в
четвертую неделю пятидесятницы, а во второй - октября во двенадцатый
день.
Толк. (стр.82-84)
38. Епископ да имеет
попечение о всех церковных вещах, и оными да распоряжается, как Божий
надзиратель. Но не позволительно ему присваивать что-нибудь из них или своим
сродникам дарить принадлежащее Богу. Если же суть неимущие, да подает им, как
неимущим: но под этим предлогом не продает принадлежащего церкви.
Толк. (стр.84-87)
39. Пресвитеры и
диаконы без воли епископа ничего да не совершают. Ибо ему вверены люди Господни,
и он воздаст ответ о душах их.
Толк. (стр.87-88)
40. Ясно известно да
будет собственное имение епископа (если он имеет собственное) и ясно известно -
Господне, чтобы епископ, умирая, имел власть оставить собственное, кому хочет и
как хочет, и чтобы под видом церковного не было растрачено имение епископа,
имеющего иногда жену и детей или сродников, или рабов. Ибо праведно сие пред
Богом и человеками, дабы и церковь не потерпела некоего ущерба, по неизвестности
имения епископского, и епископ или его сродники не подверглись отобранию имения
за церковь, или же чтобы близкие к нему не впали в тяжбы, и кончина епископа не
была сопровождаема безславием.
Толк. (стр.88-91)
41. Повелеваем епископу
иметь власть над церковным имением. Если драгоценные человеческие души ему
вверены быть должны, то кольми паче о деньгах заповедать должно, чтобы он всем
распоряжался по своей власти, и требующим чрез пресвитеров и диаконов подавал со
страхом Божиим, и со всяким благоговением; так же (если потребно) и сам
заимствовал на необходимые нужды свои и странноприемлемых братий, да не терпят
недостатка ни в каком отношении. Ибо закон Божий постановил, чтобы служащие
алтарю, от алтаря питались, ибо и воин никогда не подъемлет оружия на врага на
своем пропитании.
Толк. (стр.91-93)
42. Епископ, или
пресвитер, или диакон, игре и пьянству преданный, или да престанет, или да будет
извержен.
Толк. (стр.93)
43. Иподиакон или чтец,
или певец, подобное творящий, - или да престанет, или да будет отлучен. Так же и
миряне.
Толк. (стр.94-95)
44. Епископ, пресвитер
или диакон, требующий лихвы от должников, - или да престанет, или да будет
извержен.
Толк. (стр.95-96)
45. Епископ, пресвитер
или диакон, только молившийся с еретиками, да будет отлучен. Если же позволит им
действовать как-либо, как служителям Церкви, то да будет извержен.
Толк. (стр.96-97)
46. Епископов, или
пресвитеров, принявших крещение или жертву еретиков, повелеваем извергать. Какое
согласие Христа с велиаром, или какая часть верному с неверным? (2 Кор.
6:15)
Толк. (стр.97-99)
47. Епископ или
пресвитер если вновь окрестит человека имеющего истинное крещение или если не
окрестит оскверненного от нечестивых, да будет извержен, как посмеивающийся
Кресту и смерти Господней, и не различающий священников от лжесвященников.
Толк. (стр.99-101)
48. Если который
мирянин, изгнав свою жену, возьмет другую, или иным отринутую, да будет
отлучен.
Толк. (стр.101-103)
49. Если кто, епископ
или пресвитер, крестит не по Господню учреждению, во Отца и Сына и Святого Духа,
но в трех безначальных, или в трех сынов, или в трех утешителей: да будет
извержен.
Толк. (стр.103-105)
50. Если кто, епископ
или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но одно
погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен. Ибо не сказал Господь:
в смерть Мою крестите, но: "Шедше научите все народы, крестя их во имя Отца и
Сына и Святого Духа."
Толк. (стр.105-106)
51. Если кто, епископ
или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака,
мяса или вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что
все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе и таким
образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от
священного чина и отвержен от Церкви. Так же и мирянин.
Толк. (стр.107-109)
52. Если кто, епископ
или пресвитер, не приемлет человека, обращающегося от греха, но отвергает его:
да будет извержен из священного чина, ибо этим он опечаливает Христа сказавшего:
"Радость бывает на небесах об одном грешнике кающемся."
Толк. (стр.109-111)
53. Если кто, епископ,
пресвитер или диакон, во дни праздника не вкушет мяса или вина, не ради подвига
воздержания, а гнушаясь ими: да будет извержен, как сожженный в собственной
совести и бывающий виною соблазна многим.
Толк. (стр.111-113)
54. Если кто из клира
будет усмотрен ядущим в корчемнице: да будет отлучен - кроме случая, когда он на
пути по нужде в гостинице отдыхает.
Толк. (стр.113-115)
55. Если кто из клира
досадит епископу: да будет извержен, ибо "правителю людей твоих да не говори
зла" (Деян. 23:5).
Толк. (стр.115)
56. Если кто из причта
досадит пресвитеру или диакону: да будет отлучен от Церковного
общения.
Толк. (стр.116-117)
57. Если кто из клира
посмеется над хромым, глухим, слепым, или болеющим ногами да будет отлучен. Так
же - и мирянин.
Толк. (стр.117-118)
58. Епископ или
пресвитер, нерадящий о причте и о людях и не учащий их благочестию, да будет
отлучен. Если же останется в сем нерадении и лености: да будет
извержен.
Толк. (стр.118-120)
59. Если кто, епископ,
пресвитер или диакон, не подает потребного некоему нуждающемуся клирику: да
будет отлучен. Закосневая же в том, да будет извержен, как убивающий своего
брата.
Толк. (стр.120-122)
60. Если кто-нибудь, ко
вреду народа и клира, в церкви оглашает подложные книги нечестивых, как святые:
да будет извержен.
Толк. (стр.123-124)
61. Если верный будет
обвиняем в любодействе или в прелюбодействе, или во ином каком запрещенном деле,
и обличен будет: да не вводится в клир.
Толк. (стр.125-126)
62. Если кто из клира,
устрашаясь человека иудея, эллина или еретика, отречется от имени Христова: да
будет отвержен от Церкви. Если же отречется от звания служителя церкви: да будет
извержен из клира. Если же покается: да будет принят, но как мирянин.
Толк. (стр.126-128)
63. Если кто, -
епископ, пресвитер, диакон или вообще из священного чина, будет есть мясо в
крови души его, или звероядину, или мертвечину: да будет извержен. Если же сие
соделает мирянин: да будет отлучен.
Толк. (стр.128-129)
64. Если кто из клира
усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме одной только
(Великой Субботы): да будет извержен. Если же мирянин: да будет
отлучен.
Толк. (стр.129-131)
65. Если кто из клира
или мирянин войдет помолиться в синагогу иудейскую или еретическую: да будет
извержен и от чина священного и отлучен от церковного общения.
Толк. (стр.131-133)
66. Если кто из клира в
сваре ударит кого-нибудь и одним ударом убьет его: да будет извержен за свою продерзость. Если же мирянин сие сотворит: да будет отлучен.
Толк. (стр.133-134)
67. Если кто изнасилует необрученную деву: да будет отлучен от церковного общения. Не позволять же ему
брать другую, но должен удержать ту, которую избрал, если бы и убогая
была.
Толк. (стр.134-136)
68. Если кто епископ,
пресвитер или диакон приемлет от кого-либо второе рукоположение: да будет
извержен от священного чина - и он, и рукоположивший; разве если достоверно
известно будет, что от еретиков имеет рукоположение. Ибо крещенным или
рукоположенным от таковых невозможно быть ни верными, ни служителями
Церкви.
Толк. (стр.137-138)
69. Если кто, -
епископ, пресвитер, диакон, иподиакон, чтец или певец, - не постится во святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от
немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет
отлучен.
Толк. (стр.139-141)
70. Если кто, епископ,
пресвитер, диакон или вообще из списка клира, постится с иудеями или празднует с
ними, или приемлет от них дары праздников их, как то, опресноки, или нечто
подобное: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен.
Толк. (стр.141-143)
71. Если который
христианин принесет елей в языческое капище или в иудейскую синогогу в их
праздник или возжет свечу: да будет отлучен от общения церковного.
Толк. (стр.143-144)
72. Если кто из причта
или мирянин из святой церкви похитит воск или елей: да будет отлучен от общения церковного и в пятеро приложит к тому что взял.
Толк. (стр.144-145)
73. Пусть никто не
присвоит на свое употребление освященный золотой или сребряный сосуд, или
завесу, ибо это - беззаконно. Если же кто в сем усмотрен будет: да накажется
отлучением.
Толк. (стр.145-146)
74. Епископ, обвиняемый
в чем-либо людьми достойными доверия, необходимо сам должен быть призван
епископами, и если предстанет и признается или будет обличен ими: да определится
ему епитимия. Если же, будучи позван, не послушает: да позовется вторично чрез
посылаемых к нему двух епископов. Если же и так не послушает: да позовется и в
третий раз чрез двух посылаемых к нему епископов. Если же и сего не уважая, не
предстанет, то Собор, по благоусмотрению своему, да произнесет о нем решение,
чтобы тот не думал получить выгоду, уклоняясь от суда.
Толк. (стр.147-150)
75. Во свидетельство
против епископа не принимать еретика; но и одного верного не достаточно: "На
устах двоих или трех свидетелей твердо станет всякое слово" (Матф.
18:16).
Толк. (стр.151-152)
76. Не подобает
епископу, из угождения своему брату, сыну или иному сроднику поставлять в
достоинство епископа, кого он хочет. Ибо не есть праведно творить наследников
епископства и Божию собственность давать в дар человеческому пристрастию, ибо не
следует Церковь Божию поставлять под власть наследников. Если же кто сие
сотворит: его рукоположение да будет недействительным, а он да будет наказан
отлучением.
Толк. (стр.152-155)
77. Если кто лишен ока
или в ногах поврежден, но достоин быть епископом: да будет. Ибо телесный
недостаток не оскверняет его, но душевная скверна.
Толк. (стр.155)
78. Глухой же и слепой
да не будет епископ - не потому, что он осквернен, но чтобы не было препятствия
в Церковных делах.
Толк. (стр.155-158)
79. Если кто имеет
демона: да не будет принят в клир и с верными да не молится. Освободясь же, да
будет принят с верными и, если достоин, - то и в клир.
Толк. (стр.158-160)
80. От языческого жития
пришедшего и крещенного или от порочного образа жизни обратившегося неправедно
вдруг производить во епископа, ибо несправедливо еще неиспытанному стать
учителем других, разве только сие устроится по благодати Божией.
Толк. (стр.160-162)
81. Говорили мы, что не
подобает епископу, или пресвитеру вдаваться в народные управления, но неопустительно быть при церковных делах: или да будет убежден сего не творить,
или да будет извержен. Ибо по Господней заповеди "никто не может служить двум
господам" (Матф. 6:24).
Толк. (стр.162-164)
82. Не позволяем рабов
производить в клир без согласия их господ, к огорчению их владетелей, ибо от
сего происходит разстройство в домах. Если же когда раб и достоин явиться
поставления в церковную степень, каковым явился и наш Онисим, и его господа
соизволят, освободят и из дому отпустят: да будет произведен (см. посл. к
Филимону).
Толк. (стр.164-166)
83. Епископ, пресвитер,
или диакон, в воинском деле упражняющийся и хотящий удержать обе должности, то
есть: Римское начальство и священническую должность: да будет извержен из
священного чина, ибо "кесарево кесарю, а Божие Богу" (Матф. 22:21).
Толк. (стр.166-168)
84. Если кто не по
правде досадит царю или князю, да понесет наказание. И если таковой будет из
клира: да будет извержен от священного чина, если же мирянин: да будет отлучен
от церковного общения.
Толк. (стр.168-170)
85. Для всех вас,
принадлежащих к клиру и мирянам, чтимыми и святыми да будут книги, Ветхого
Завета: Моисеевых пять: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Иисуса сына
Навина одна. Судей одна. Руфь одна. Царств четыре. Паралипоменон, (то есть
остатков от книги дней), две. Ездры две. Есфирь одна. Маккавейских три. Иова
одна. Псалтирь одна. Соломоновых три: Притчи, Екклисиаст, Песнь песней. Пророков
двенадцать: Исайи одна. Иеремии одна. Иезекииля одна. Одна Даниила. Сверх же
сего вам присовокупится в замечание, чтобы юные ваши изучали премудрость
многоученого Сираха. Наши же, то есть, Нового Завета: Евангелия четыре: Матфея,
Марка, Луки, Иоанна. Павловых посланий четырнадцать. Петра посланий два. Иоанна
три. Иакова одно. Иуды одно. Климента послания два. И постановления вам епископам мною Климентом изреченные в
восьми книгах, (которых не подобает обнародовать пред всеми ради того, что в них
таинственно), и Деяния наши Апостольские.
Толк. (стр.170-175)
Индекс библиотечки "Логос-София-Гнозис"