Лев Зандер

БОГ и МИР

(Миросозерцание отца Сергия Булгакова) 

YMCA- PRESS
ПАРИЖ
1948

 

Из оглавления скопированы следующие тексты:

"Записки" о Софии Премудрости Божией — стр.105-113

Очерки учения о Церкви — стр.141-145

София. (Основания мировоззрения)  — стр181-230 )


ОГЛАВЛЕНИЕ

ЧАСТЬ I

ГЛАВА 1
Характеристика о.Сергия как мыслителя и писателя

Его "почвенность" — стр.12
Его "эсхатологичность" — стр.15
Широта синтеза — стр.18
Стремление во всем идти до конца — стр.20
Связь о. Сергия с его эпохой — стр.22
Влияние германской культуры — стр.24

ГЛАВА 2
Творчество о. Сергия и его периодизация

Марксизм — стр.29
Его преодоление — стр.32
Христианский идеализм — стр.34
Наука и проповедь — стр.37

ГЛАВА 3
Религиозно-философская система

Философия хозяйства — стр.31
Свет Невечерний — стр.40
Тихие думы — стр.44
Современные диалоги — стр.46.
Священство — стр.48
Трагедия философии — стр.49
Философия имени — стр.55
Эмиграция:
Прага — стр.57
Париж — стр.58

ГЛАВА 4
Общее обозрение богословских трудов

а) Догматическая трилогия:
Первая догматическая трилогия — стр.62
Купина Неопалимая — стр.63
Друг Жениха — стр.65
Лествица Иаковля — стр.67
София в мире и София в Боге — стр.71
Вторая догматическая трилогия: Агнец Божий — стр.71
Утешитель — стр.78
Невеста Агнца — стр.87
Апокалипсис Иоанна — стр.96.
Богословские статьи:
Перечень — стр.100
б) Статьи обще-догматического содержания:
Ипостась и Ипостасность — стр.102
Главы о троичности — стр.103
The Wisdom of God — стр.105
"Записки" о Софии Премудрости Божией — стр.105
Revelation — стр.113
Статьи о догмате и догматике — стр.116
Живое Предание и Парижское богословие — стр.119
в) Статьи на темы новозаветного богословия:
Значение Св. Писания — стр.120
Богословие Евангелиста Богослова — стр.122
О чудесах Евангельских — стр.124
Крест Богоматери — стр.125
Св. Петр и Иоанн — стр.127
Иуда Искариот — стр.128
г) Статьи эсхатологические и экклезиологические:
Софиология смерти — стр.136
Проблема условного бессмертия — стр.138
Экклезиологические статьи — стр.140
Очерки учения о Церкви — стр.141
The Ministry and Sacrament — стр.145
Св. Грааль — стр.146
Евхаристический догмат — стр.149
Христос в мире — стр.152

д) Ρазные богословские статьи:
О св. мощах — стр.154
Икона и иконопочитание — стр.155

ж) Экуменические писания:
Общая характеристика — стр.159
Перечень — стр.160
Участие о. Сергия в экуменическом движении — стр.163
Содружество св. Албания и пред. Сергия — стр.169
L'Orthodoxie — стр.172
Christliche Anthropologie — стр.173
з) Пастырские писания:

Общая характеристика — стр.174
Перечень — стр.174
О. Сергий - проповедник — стр.175

ЧАСТЬ II

ГЛАВА 1
София. (Основания мировоззрения)

Предмет философии о. Сергия. Мировое "и" — стр.181
Понятие Софии. Два мира. Tertium datur — стр.182
Смысл имени София. Связь философии с Откровением — стр.183
Софиологическая установка — стр.185
Ее содержание и генезис
— стр.187
Социологическая доктрина — стр.190
А-софийные установки: монизм и дуализм — стр.191
Антиномичность софиологии — стр.193
Определения Софии:
    Премудрость — стр.195
    Любовь — стр.198
    Вечная Женственность — стр.200
    Красота — стр.200
    Мировая душа — стр.200.
Проблема иностасности — стр.202
Второй вариант софиологической доктрины:
    Его возникновение и характеристика — стр.203
    Ипостась и природа — стр.203
    София-Усия — стр.205
    София Божественная и тварная — стр.206
Божественная София,
    как: Премудрость — стр.207
    как Слава — стр.208
    как Любовь — стр.208
    как Богочедовечество — стр.210
Ипостась и ипостасность — стр.212
Творение — стр.214
Бог и мир — стр.215.
"Омоусианская" философия — стр.216
Отличие ее от пантеизма — стр.219
Тварная София, как душа мира — стр.222
Ее ипостасирование — стр.223
Человек — стр.224
Проблема терминологии — стр.226
Взаимная независимость установки, доктрины и терминологии — стр.227
Заключение — стр.229

ГЛАВА 2
Начала (Онтология)

Связь онтологии с софиологией и космологией — стр.231
Трансцендентное и имманентное — стр.232
Бытие — стр.235
Божественное Ничто — стр.236
Тварное ничто:
    укон — стр.236
    мэон — стр.237
Временность — стр.230
Вечность — стр.240
Причинность — стр.243
Свобода — стр.245
Пространство — стр.248
Дух — стр.249
Ипостась — стр.250
Сверхвременность ипостаси — стр.252
Постулат многоипостасности — стр.253
Природа или мир — стр.256
Отношение ипостаси к природе. Различие Божеского тварного духа — стр.257
Индивидуальность — стр.258
Душа — стр.260

Материя — стр.263
Телесность и тело — стр.264
Заключение — стр.267

ГЛАВА 3
Мир (Космология)

Космологическая антиномия — стр.270
Сотворенность мира. Творение и причинность — стр.271
Творение, как любовь — стр.272
Вечность и временность творения — стр.274
Творение из ничего — стр.275
Кенозис в творении — стр.277
Отец, Сын и Св. Дух в акте творения — стр.278
Небо — стр.280
Земля — стр.282
Жизнь — стр.290
Смерть — стр.292
Иерархичность мира — стр.293
Становление и ограниченность твари — стр.294
Возможность зла и грехопадение — стр.296
Космические последствия греха — стр.301
Природа зла — стр.302
Промысел Божий — стр.304
Синэргизм — стр.306
Предопределение — стр.309
Чудо— стр.311
Заключение — стр.313

ГЛАВА 4
Человек (Антропология)

Образ Божий — стр.315
Подобие — стр.317
Образ Божий в ипостаси человека — стр.319
Самоположение ипостаси — стр.321
Извечность и временность человека — стр.322
"Интеллигибельный характер" — стр.325
Мноединство человеческой ипостаси — стр.327
Любовь — стр.328. Образы двуединой любви — стр.331
Образы многоединой любви — стр.337
Человеческий род—стр.339
Начало Триединства—стр.342
Образ Божий в природе человека — стр.344
Ипостасирование природы — стр.346
Человеческое творчество и его пределы — стр.347
Первородный грех — стр.351
Условия его возможности — стр.354
Его сущность — стр.356
Его последствия — стр.358
Его всеобщность — стр.360
Сотериология и этика — стр.362
Смирение и дерзновение — стр.363
Смерть и воскресение — стр.365
Умирание — стр.366
Жизнь за гробом — стр.369

ГЛАВА 5
Культура. История

Проблема культуры — стр.376
Церковное творчество — стр.380
Хозяйство — стр.383
Искусство — стр.388
Социальная жизнь — стр.395
Социализм — стр.403
Власть — стр.409
Нация — стр.411
Россия — стр.413
Проблема философии истории — стр.415
Хилиазм и эсхатологизм — стр.418
Смысл истории — стр.422
Язычество — стр.424
Христианство — стр.427
Судьба Израиля — стр.428

ГЛАВА 6
Познание (Гносеология)

Гносеология, как критика познания — стр.435
Борьба против имманентизма — стр.437
Примат онтологии — стр.440
Слово, как первоэлемент познания — стр.422
Слово и мысль — стр.444
Слово и слово — стр.445
Язык и смысл — стр.447
Проблема ошибки — стр.451
Речь и ее элементы — стр.454
Местоимение — стр.456
Подлежащее и сказуемое — стр.458
Связка — стр.461
Части речи — стр.463
Проблема мысли и науки — стр.465
Наукословие — стр.468
Проблема Вогопознания — стр.471
Имя — стр.473

ЧАСТЬ III

ГЛАВА 1
Данное и искомое в богословии о.Сеρгия

Церковная свобода богословской мысли — стр.7
Соборование в истине и врастание в догмат — стр.9
Догматы, теологумены и богословские мнения — стр.10
Богословское значение софиологии — стр.12
Формулирование неформулированного — стр.13
Проблема терминологии — стр.15
Проблема контекста или логического ударения — стр.16
Множественность смыслов единого содержания — стр.17
Триадология — стр.18
Христология — стр.19
Иерархия догматических истин — стр.21

ГЛАВА 2
Пресвятая Троица.

Сверхразумность и диалектика догмата Св.Троицы — стр.24
Проблематика триадологии — стр.25
Ипостась и природа. Их различение, противопоставление и единство. Понятие ипостасности — стр.26
Усия как София — стр.31
Богословие Ипостасей. Постулат многоединетва — стр.35
Диалектика я — стр.36
Онтология суждения — стр.37
Свойства ипостасей — стр.40
Рождений (Сына) и изведенне (Духа) как самооткровение Отца стр.39
Самооткровение и происхождение—стр.44
Равночестность ипостасей — стр.46
Троица как любовь: жертвенная и торжествующая — стр.47
Предвечный кенозис — стр.49
Любовь как начало единосущия — стр.52
Богословие усии. София и Ипостась Отца — стр.53
София и Ипостась Сына — стр.55
Отожествление Логоса и Софии — стр.56
София и Ипостась Св. Духа — стр.59
Отожествление Св. Духа и Софии — стр.60
Проблема filioque. Ее история — стр.62
Критика филиоквизма — стр.66
Положительное решение проблемы — стр.68
Двоица Слова и Духа — стр.69

ГЛАВА 3
Господь Иисус Христос

Проблема Боговопдощения — стр.72
Халкидонское "не" и "да" — стр.74
Боговоплощение и миротворение — стр.76
Христология и триадология — стр.78
Приснодева Мария — стр.80
Единство ипостаси и двойство природ — стр.81
Образ и Первообраз человечности — стр.83
Софийностъ как постулат Халкидонского определения — стр.85
Мариология — стр.87
Всечеловечность Христа — стр.88
Богочеловечество — стр.90
Кенозис — стр.91
    Его сущность — стр.92
    Его содержание — стр.94
Человечность Христа —стр.97
Сын Божий — стр.99
Сын Человеческий — стр.100
Искушения — стр.101
Смерть — стр.103
Пророческое служение — стр.106
Чудеса — стр.108
Первосвященническое служению — стр.111
Вечное Первосвященство — стр.113
Искупление — стр.115
Гефсимания — стр.119
Голгофа — стр.120
Смерть Христова — стр.121
Воскресение — стр.124
Вознесение — стр.126
Царское служение — стр.129

ГЛАВА 4
О дарах Св. Духа

Проблема пневматологии — стр.133
Откровения Св. Духа и откровения Логоса — стр.135
Дух Св. и дары Св. Духа — стр.137
Мера и степень даров Св. Духа — стр.141
Учение о Св. Духе и Его откровениях — стр.143
Постулат всеобщей духоносности — стр.147
Предварительные Пятидесятницы — стр.148
Духоносность твари — стр.153
Естественные религии — стр.155
Дух Св. в Ветхом Завете — стр.158
Дух Св. в Новом Завете — стр.160
Продолжающаяся Пятидесятница — стр.165
Дары: Духа Св. — стр.167
Отец — стр.174
Равнобожественность и иерархия Ипостасей — стр.175
Монархия Отца — стр.177
Кенозис любви Отчей — стр.181
Откровение отцовства — стр.182.

ГЛАВА 5
Приснодева

Мариология и софиология — стр.184
Мариология и космология — стр.187
Мариология и антропология — стр.188
Мариология и агиология — стр.196
Рождение, отцовство, материнство — стр.198
Богоматерь в Ее отношении к трем Ипостасям Пресв. Троицы — стр.201
Смирение Богоматери как кенозис Св. Духа — стр.203
Жизнь Пресв. Богородицы: Ее Рождество — стр.206
Благовещение — стр.210
Крещение и Преображение Господне — стр.214
Невидимое участие в Тайной Вечери — стр.216
Стояние у Креста — стр.218
Жизнь Богоматери после Воскресения Христова — стр.220

ГЛАВА 6
Предтеча и Ангелы

Богородица и Предтеча — стр.225
Друг Жениха — стр.226
Святость и смирение Предтечи — стр.230
Жизнь Иоанна до Крещения Господня — стр.232
Крещение — стр.235
"Гимн" и борения Предтечи — стр.237
Похвальная речь Господа — стр.241
Смерть Предтечи — стр.243
Ангелочеловек—стр.245
Проблема ангелологии — стр.247
Ангелы — Хранители — стр.249
Небесные прообразы творения — стр.252
Естество ангелов — стр.257
Чины ангельские — стр.261
Жизнь и славославие ангелов — стр.263
Падшие ангелы — стр.266
Судьбы зла — стр.269

ГЛАВА 7
Церковь

Проблема экклезиологии — стр.275
Церковь: Тело Христово — стр.277
Невеста и Жена Агнца — стр.279
Церковь и Богоматерь — стр.282
Универсализм Церкви — стр.284
Единство — стр.285
Святость — стр.288
Кафоличность — стр.289
Соборность — стр.291
Апостольство — стр.295
Таинства — стр.299
Благодать — стр.301
Евхаристия — стр.304
История и Апокалипсис — стр.306
Небесно-земные свершения — стр.310
Тысячелетнее царство — стр.313

ГЛАВА 8
Свершение

Эсхатология и эсхатологизм — стр.319
Конец века сего — стр.320
Парусия — стр.321
Преображние мира — стр.324
Всеобщее воскресение — стр.326
Суд и разделение — стр.329
Ад и рай — стр.332
Вечное во временном — стр.336
Всеобщий апокатастасис — стр.340


В реестр библиотечки "Логос-София-Гнозис"



Hosted by uCoz