Лев Зандер
БОГ И МИР
(Миросозерцание отца Сергия Булгакова)
Издательство YMCA-PRESS, Париж, 1948


Том I, часть I, стр.142-144
"Очерки учения о Церкви"


"Очерки учения о Церкви" представляют собою ряд статей, посвященных различным церковным проблемам, и составляют в своей совокупности целую книгу в 160 страниц большого формата. Они обязаны своим происхождением курсу лекций (по церковному праву), читанных о. Сергием в 1926 году студентам русского юридического факультета в Праге. Что же касается их проблематики, то она является ответом и исчерпанием тех вопросов, которые были столь остро поставлены в диалоге "У стен Херсониса". Что есть Церковь? Каковы отношения Церкви видимой и невидимой? В чем заключается единство Церкви – внешнее и внутреннее? Обладает ли православная Церковь внешним авторитетом догматической непогрешителъности? Каково значение и роль соборов? Где проходит граница Церкви и каковы ее отношения к инославию?.. вот вопросы, исследованию коих посвящены три первых очерка.

Четвертый очерк посвящен анализу Ватиканского догмата, который в настоящее время имеет основное и решающее значение в споре о разделении Восточной и Западной Церквей. Первая часть очерка содержит историю и характеристику Ватиканского собора 1870 года. Многочисленные цитаты из воспоминаний и писем участников собора ярко рисуют ту картину потрясающего насилия над совестью, к которой свелось делопроизводство собора. Ученейший автор "Истории вселенских соборов", епископ Гефеле писал: "лишь в Риме стало мне ясно... что совершающееся там имеет лишь вид и имя христианства, лишь оболочку, зерно же совершенно исчезло... я думал служить католической церкви, а служил ее искажению... новый догмат лишен и библейского и традиционного основания и принес церкви неисчислимый вред" ("Путь" № 15, стр. 51). Но вскоре после этого и он, и другие члены оппозиции должны были покорно подчиниться тому, что они называли "римским деспотизмом", или же уйти из католичества, образовав старо-католическую Церковь, "слабый успех которой явился свидетельством того, как глубоко католичество оказалось пропитано папизмом" (там же, стр. 43). Вторая часть очерка рассматривает Ватиканский догмат в свете его истории и в корне подрывает миф о том, что папская непогрешимость признавалась католической церковью во все прошедшие века. Третья часть очерка посвящена подробному богословскому анализу Ватиканского постановления, которое, "в сущности исчерпывает собою всю католическую догматику, ибо в нем устанавливается критерий церковной истины, который имеет по смыслу догмата силу и на прошлое и на будущее" ("Путь" №16, стр. 30). В заключение о. Сергий указывает на то, что "католической Церкви Ватиканский догмат был не нужен. Порождение одной "ультрамонтантской", или по нашей терминологии экклезиопапистской, или просто паписткой партии в церкви, он явился неожиданностью, навязанной сверху... по существу своему он есть последнее слово протестантизма внутри католичества, реформации, действующей, как контрреформация... До реформации Ватиканский догмат был бы невозможен и бессмыслен: невозможен, потому что начала церковной свободы еще были живы в католической церкви; бессмыслен, потому что не было врага, отвергавшего церковную власть иерархии" (стр. 42). "Для православного мира (который не знает реформации) Ватиканский догмат есть непреедолимое препятствие к искреннему и подлинному движению к воссоединению с католичеством... Католичество стало папизмом и утверждается как таковой; напротив, Православие, хотя оно и может и должно признавать первенство римской кафедры, воздавая ей древнюю честь, ни в коем случае не может принять именно папизма, который является для него ересью в учении о Церкви" (стр. 48).

Очерк о Ватиканском догмате принадлежит к числу самых суровых и непримиримых страниц, написанных о. Сергием. Суровость эта, однако, принадлежит не ему. Ожившая в этом исследовании история католической Церкви – отцы Констанцского и Базельского соборов, возмущенные голоса Ватиканского меньшинства – по разному, но единогласно свидетельствуют против принципа папского единодержавия, углубившего и закрепившего ту пропасть, которая отделяет Католичество от других христианских исповеданий. Что же касается богословской критики Ватиканского догмата, то она в значительной степени является простым расшифрованием смысла четырех глав (канонов и анафематизмов) Ватиканского постановления, каковые и сами по себе вызывают в непредубежденном уме отрицательное отношение – как вследствие своих внутренних противоречий, так и благодаря своей исключительности и непримиримости. Учитывая это, о. Сергий в течение долгого времени воздерживался от напечатания этого этюда; но после того, как некоторые русские католики с неслыханной развязностью начали обвинять его в еретичестве, он напечатал свой очерк в №№ 15 и 16 "Пути", чтобы его обвинители смогли применить к себе слова "врачу, исцелися сам". Это и оговорено им в примечании к очерку, в котором он, в частности, указывает, что "сама постановка вопроса вытекает не из враждебности, но, наоборот, из искреннего желания взаимного понимания и основанного на нем сближения" ("Путь" № 15, стр. 39).

Значение "Очерков учения о Церкви" далеко выходит за пределы только научного экклезиологического исследования. Это есть живой голос о Церкви, живое свидетельство о ее святости, жизненности и вечности. Знание о ее прошлом сочетается здесь с церковным чувством настоящего; благодаря этому история оживает, становится современной, и церковность воспринимается не как буква несоизмеримого с нашим временем древнего благочестия, но как внутренняя правда, как норма добра и святости нашей, современной жизни. В этом смысле "Очерки" дают совершенно конкретные ответы о Церкви тем, кто – под влиянием ли исторических событий или личных соблазнов – начинает сомневаться в Православии, перестает ощущать его как живую и творческую истину, способную освящать и преображать жизнь. Пафос этих статей – в их органическом соединении предания и творчества, причем возможность и необходимость последнего в ограде Церкви обосновывается не общими философскими соображениями, а детальным анализом церковно-исторического материала (канонов), их смысла и их исторического применения, являющего нам подлинный "творческий лик Церкви" (так озаглавил о. Сергий свой доклад на VI съезде Русского Студенческого Христианского Движения в 1929 году в Клермоне).

В этом отношении "Очерки учения о Церкви" являются прекрасной школой для всех, кто служит Церкви на путях общественной или иной прицерковной работы. Ибо они укореняют современные нам проблемы в церковном сознании прошлого, освещают наши болезни и скорби правдой церковного предания и включают, благодаря этому, наши задачи в непрерывность истории Церкви, сообщая им одновременно и ответственность церковной правды и пафос вселенского пути.


В реестр библиотечки "Логос-София-Гнозис"



Hosted by uCoz