Леонид Василенко

Вода крещения смывает печати звезд

Из журнала УРАНИЯ № 2, 1995г.

 

Феликс Величко хорошо показал, что занятия астрологией не являются делом однозначно антихристианским и антицерковным и что осуждающие формулировки в адрес астрологии со стороны отцов недавнего Архиерейского собора вызывают, скорее, недоумение, чем понимание.

В астрологии нет ничего религиозного в собственном значении этого слова — она описывает, как может, влияние ближнего космоса на процессы, происходящие в биосфере и социальном мире.

Сам факт такого влияния трудно отрицать, хотя многим он просто не нравится, и, для того чтобы испытывать антипатию по отношению к астрологии, не обязательно быть церковным человеком. Для многих неприемлема сама форма астрологических рассуждений: дескать, я человек свободный и разумный, сам принимаю решения и действую, а мне говорят, что это во мне действуют некие влияния Марса или Венеры.

Как церковные, так и нецерковные люди нередко оказываются одинаково нечувствительными к космосу, ко всему многообразию связей человека с мирозданием и готовы попросту отрицать такие связи, отказываясь обсуждать суть подобных вопросов. В современной культуре, где космические идеи распространяются вместе с пониманием внутренних измерений природной жизни, такая позиция неприятия останется, конечно, непродуктивной и в конечном счете безвыигрышной. Разумеется, ее сторонники могут ответить, что в этой новоявленной области слишком много зыбкого, ненадежного, сомнительного, а то и опасного. И это действительно так. Но сомнительного и опасного много и в других областях. И в религиозной жизни бывают тупиковые ситуации, духовные банкротства, крупные обманы, срывы в пропасть с путей духовного восхождения. Далеко не каждый старец или священник может быть заслуживающим доверия, но не осуждать же из-за этого все священство или старчество как таковое.

И все же есть здесь один вопрос, достойный внимания. Нужна ли астрология христианину или ему лучше обойтись без нее вовсе? Затрудняет астрология примирение с Богом и жизнь согласно вере или же она в этом плане нейтральна? По самому серьезному счету примирение с Богом и церковная жизнь, конечно, не связаны с астрологией. Бог — вне мира и отношения человека с Богом по существу сверхкосмичны, поэтому ничто астрологическое или вообще космическое не должно стоять между Богом и человеком. Сама душа человека сверхкосмична, создана по образу и подобию Божию и в этом смысле ценнее всего мироздания. И чем глубже и серьезнее отношения человека с Богом, тем меньшее значение имеют для него космические влияния. Чем глубже человек верит и чем с большим доверием отдает себя в руки Божии, тем больше Бог освобождает его от привязанности к космосу, особенно от внутренней повязанности.

"Вода крещения смывает печати звезд", — эти слова были сказаны еще в IV веке св. Василием Великим. Они говорят о том, что христианин выводится из погруженности в космос и его отношения с миром становятся дистанционными: все опоры уже в высшей, небесной реальности, а не в космосе. Христианин уже не должен постоянно оглядываться на космос, на астрологические влияния, чтобы исполнять свое жизненное назначение. Более того, космос в конечном счете именно благодаря человеку вводится в исполнение замысла Божия о спасении мира: не человек должен погружаться в состояние точного следования космическим влияниям, чтобы правильно жить, а через искупленного и примиренного с Богом человека в мир проникает благодать Божия, все очищающая и преображающая. Разумеется, в истории это имеет место только в отдельных очагах, где и предзнаменуется финальное преображение мира. Но это дает именно христианское мерило того, как должны строиться отношения Бога, мира и человека.

Как будто бы астрология отменяется, скажет читатель. Но не все так просто. Не так уж и много людей, избирающих именно этот путь и неуклонно следующих по нему до конца. Многие предпочитают жить страстями мира сего: самоутверждением, тщеславием, гневом, любостяжанием, блудом и др. Занятия политикой, бизнесом, общественной деятельностью, наукой полны таких страстей. Ну, и тут астрология в своем праве — ей есть что сказать о том, что в ближнем космосе может предрасполагать к усилению таких страстей. Астрология говорит именно о предрасположении к тому, что подобные страсти, активизируемые состоянием ближнего космоса, приведут к тем событиям, которые обычно и происходят. Астрология не говорит о жесткой детерминированности, потому что, даже если человек живет страстями, где-то он открыт к положительным внушениям свыше и все-таки сохраняет свободу выбора и принятия решений.

Из сказанного ясно, что астрологические прогнозы вполне возможны, и это нисколько не противоречит учению Церкви, ибо вполне возможны и разные другие прогнозы: социально-экономические, политические, демографические. В конце концов, это вопросы науки — обоснован прогноз или нет, и какова вероятность его осуществимости. Естественно, что труднее и рискованнее давать индивидуальные прогнозы, но легче прогнозировать массовое поведение. Понятно, что у одних прогнозистов будут большие успехи, у других меньшие, некоторые же продемонстрируют полный провал. То же бывает и с науками. В ответ скажут, что с научным гением мы готовы примириться, а вот с этаким астрологическим — никогда. Ну что ж, пусть говорящие так задумаются, какие мотивы побуждают их признавать одно и отвергать другое. Ну, а астролог пусть составит на таких оппонентов карту, из которой, может быть, удастся что-то понять. Оппоненты могут добавить, что я идеализирую астрологию, поднимаю ее до уровня серьезной науки: мол, почитай газеты и сам увидишь, какие в них гороскопы. На это можно ответить очень просто, какие времена, такие и газеты; какие газеты, такие и гороскопы.

Восход в реестр библиотечки
"Логос-София-Гнозис"

Hosted by uCoz