КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

СТРОМАТЫ

 

Из книги:

ОТЦЫ И УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ III ВЕКА

АНТОЛОГИЯ, ТОМ 1.

Издательство "Либрис", Москва, 1996

Составитель иеромонах Иларион (Алфеев)

 

Настоящее издание осуществляется в рамках реа­лизации программы Круглого стола по религиозному образованию в Русской Православной Церкви, создан­ного Отделом Внешних Церковных Сношений Москов­ского Патриархата в сотрудничестве со Всемирным Советом Церквей.

Круглым столом осуществляется ряд проектов, к числу которых принадлежит и предложенная Отде­лом по катехизации и религиозному образованию Мос­ковского Патриархата программа подготовки и изда­ния учебно - богословской литературы для духовных школ. Представляемое учебное пособие является од­ним из изданий Круглого стола по этой программе.

Деятельность и цели Круглого стола были одобре­ны Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

 

 

Вступительная статья

Иеромонах Иларион (Алфеев)

"Климент Александрийский. Жизнь. Творения"

 

От составителя антологии

"Строматы" Климента Александрийского напечатаны в сокращении.

Перевод Н. Корсунского, 1892г.

Редакция перевода - Ю. С. Терентьева.

 

Примечание редактора перевода

Во всём тексте "Стромат" слово "гностик" подразумевает истинного мудреца в христианском значении этого понятия. Соответственно и "гносис" у Климента есть вся полнота христианского знания.

Н. Корсунский оставил оба термина (равно как и производные от них) без перевода.

Однако, ввиду того, что в исторической литературе они прилагаются почти исключительно к личности и учению первых ересиархов, мы сочли целесообразным во избежание терминологической путаницы ввести описательные их обозначения. Так, "гносис" заменяется в настоящем издании "истинным ведением", "учением, основанном на истинном знании", и т. п. , "гностик" – "истинным мудрецом", "истинносведущим" и проч.

 

 

Книги и главы "СТРОМАТ",

представленные в АНТОЛОГИИ

Из них отсканированы книги: 4, 5, 6, 7

 

КНИГА ПЕРВАЯ

1. [Тема сочинения. Польза, которую писатели своими произведениями доставляют читателям] _ 30

2. [Ответ автора на упрек некоторых за внесение в свое сочинение многих заимствований из греческой философии] _ 39

3. [Против софистов, хвалящихся совершенно бесполезным знанием] _ 40

4. [Подобие богословию; и науки светские имеют небесное происхождение] _ 41

5. [Философия является служанкой богословия. Разъясняется это аллегорическим толкованием историй Сарры и Агари] _ 43

6. [Добродетель бывает не от природы, но от обучения, которое способствует возникновению и самой расположенности к добродетели] _ 46

7. [Философия пролагает путь к Небу. Путем этим, однако же, не является ни один из тех, какие указывают частные философские школы, но тот, который расчищается Церковью] _ 48

8. [Софистика и иные искусства, занятые лишь словами, есть искусства бесполезные] _ 50

9. [Знание наук человеческих, имеющих связь с философией, необходимо для разумения Священного Писания] _ 52

10. [Должно заботиться больше о добродетели, нежели о красноречии] _ 54

11. [От какого рода мирской мудрости и философии заповедует уклоняться апостол?] _ 56

12. [Не каждому следует открывать истины веры, потому что не все слушатели одинаково расположены к истинному учению] _ 59

13. [Каждая из философских школ содержит некоторую часть истины] _ 60

14. [Ряд греческих философов] _ 61

15. [Эллинская философия по большей части имеет чужеземное происхождение] _ 64

16. [Кроме философии, варвары были изобретателями почти и всех других наук и искусств] _ 68

17. [По поводу слов Спасителя о тех, кто приходил прежде Него] _ 71

18. [Изъяснение слов апостола: «Погублю мудрость мудрецов» (1 Кор. 1, 19)] _ 75

19. [О том, что и философы отчасти разумели истинное учение] _ 77

20. [Границы, в которых философия способствует пониманию и принятию учения божественного] _ 81

21. [Сопоставление истории эллинов с эпохой Моисея и пророков показывает, что учреждения и законы евреев гораздо древнее любомудрия эллинов] _ 83

22. [О греческом переводе Ветхого Завета] _ 102

23. [О времени рождения Моисея, его происхождении и жизни] _ 103

24. [Об образе исполнения Моисеем обязанностей вождя евреев и о том, каким примером это служит другим в исполнении их обязанностей] _ 107

25. [Каким образом Платон в своем сочинении «О законах»вдохновлялся Моисеем] _ 110

26. [Моисей по справедливости называется божественным законодателем, хотя и низшим в сравнении с Христом, однако же высшим, чем греческие законодатели Минос и Ликург] _ 111

27. [Закон всегда, даже и налагая наказания, имеет в виду благо людей] _ 113

28. [Четырехчастность Моисеева закона] _ 115

29. [Сличив эллинские учреждения с еврейскими, один египтянин по справедливости назвал эллинов детьми] _ 117

 

КНИГА ВТОРАЯ

1. [Предметы, предложенные к обсуждению в этой книге] _ 119

2. [Познавать Бога можно только верой] _ 120

3. [Против еретиков, утверждающих, что вера возникает в силу естественной необходимости] _ 123

4. [Польза веры; она — основа всего знания] _ 124

5. [Примеры, свидетельствующие о том, что эллинами многое заимствовано из Священного Писания] _ 127

6. [Превосходство веры и ее польза] _ 130

7. [Польза страха; опровержение возражений против него] _ 133

8. [Опровержение последователей Василида и Валентина, утверждающих, что страх есть единая причина возникновения всех явлений, в том числе и относящихся к миру высшему] _ 135

9. [Взаимная связь христианских добродетелей] _ 138

10. [Характер христианского философа] _ 141

11. [Познание, достигаемое верой, есть наидостовернейшее] _ 141

12. [О двух сторонах веры] _ 144

13. [О первом и втором покаянии] _ 146

14. [О грехах невольных] _ 147

15. [Виды свободных действий и грехи, из них возникающие] . 148

16. [Как следует понимать те места Священного Писания,

в которых Богу приписываются человеческие страсти] _ 152

17. [Различные виды познания] _ 154

18. [Закон Моисея является источником всех нравственных учений; воспользовались им и эллины] _ 155

19. [Истинный мудрец подражает Богу преимущественно в благотворении] _ 163

20. [Отличительными свойствами мудреца являются также терпение и воздержность] _ 167

21. [Различные мнения философов о цели человеческой жизни] _ 177

22. [Высшее благо человека, по Платону, состоит в уподоблении Богу, в чем единодушны с ним и церковные писатели ] _ 179

23. [Преимущества брака; заповеди; которые следует соблюдать пребывающим в нем _ 182

 

КНИГА ТРЕТЬЯ

18. [Предостережение против двух крайних мнений:

1) что будто бы следует воздерживаться от брака из ненависти к Творцу;

2) относительно выводимой отсюда мысли о позволительности различных непотребств и в браке] _ 187

 

КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ  (см. изображение в формате PDF)

1. [План, которого автор намерен держаться в дальнейшем при обсуждении разных предметов] _ 190

2. [Почему книгам этим дано название «Строматы»?] _ 191

3. [В чем состоит истинное превосходство человека? ] _ 192

4. [Похвала мученичеству] _ 195

5. [О пренебрежительном отношении к болезням, бедности и другим внешним несчастьям] _ 198

6. [Некоторые из источников блаженства] _ 200

21. [О совершенном христианине, или истинном мудреце] _ 206

22. [Образ мыслей и действий истинного мудреца не должен определяться ни страхом наказания, ни надеждой на награду, но лишь любовью к доброму и прекрасному] _ 209

23. [Истинный мудрец, насколько от него зависит, воздерживается от всего, что льстит чувственности, и жертвует благами низшего рода для высших] _ 213

24. [Значение и цель скорбен, возлагаемых Богом на человека] _ 216

25. [Истинное совершенство в познании Бога и любви к Нему] _ 217

26. [О том, как истинный мудрец пользуется телом и вещами земными] _ 221

 

КНИГА ПЯТАЯ  (см. изображение в формате PDF)

1. [О вере] _ 225

4. [И языческие, и христианские авторы, говоря о священных предметах, прибегают к иносказанию] _ 232

12. [Бог не постигается разумом; понятие о Нем не может быть выражено и словесно] _ 236

13. [И по учению мирских мудрецов познание о Боге есть дар, ниспосланный Им Самим; лишь удостоенные божественного вдохновения могут и других соделать участниками этого познания] _ 239

 

КНИГА ШЕСТАЯ  (см. изображение в формате PDF)

5. [Эллины имели некоторое понятие об истинном Боге] _ 242

6. [Кроме иудеев, Евангелие было возвещено и язычникам — как находящимся в аду, так и живущим земной жизнью] _ 244

7. [О качествах истинной мудрости и божественном ее источнике] _ 248

8. [Философия, хотя апостол и ставит ее ни во что в сравнении с совершеннейшим евангельским знанием, есть тем не менее познание от Бога] _ 251

9. [Истинный мудрец хранит свою душу от всякого рода нестроений и волнений] _ 255

10. [Полезно изучение и человеческих наук; они помогают утверждению веры и уразумению предметов, входящих в науку божественную ] _ 259

 

КНИГА СЕДЬМАЯ  (см. изображение в формате PDF)

1. [Истинный мудрец есть истинный почитатель Бога: неверующие несправедливо обвиняют его в безбожии и нечестии] _ 261

2. [В предвечном совете Отца решено, что Сын будет Творцом всего существующего и Промыслителем о нем. Поэтому и промышляет Он о людях и устраивает спасение их] _ 263

3. [Истинный мудрец напрягает все силы, чтобы уподобиться Богу и Его Сыну] _ 267

4. [Язычники измыслили богов по собственному подобию, и это послужило началом всех суеверий] _ 272

5. [Чистая душа более угодна Богу, чем рукотворные храмы] _ 275

10. [Путь истинного мудреца к совершенству] _ 277

11. [Жизнь истинного мудреца. Его мужество при перенесении несчастий и самой смерти] _ 280

15. [Ответ нежелающим присоединяться к Церкви по причине разделяющих ее ересей] _ 286

16. [Двоякий способ отличать истину от ереси: во-первых, ссылка на Писание как критерий истинности или лживости любого учения] _ 288

17. [Другой способ выяснения истины заключается в том, чтобы определить, чье предание старше — Церкви или еретиков?] _ 296

18. [Различение в Моисеевом законе животных нечистых и чистых, имея таинственный смысл, может быть приноровлено и к иудеям, и к еретикам] _ 298

 


 Переход в оглавление библиотечки

"ЛОГОС – СОФИЯ – ГНОЗИС"

Hosted by uCoz