КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
СТРОМАТЫ
Из книги: ОТЦЫ И УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ III ВЕКА АНТОЛОГИЯ, ТОМ 1. Издательство "Либрис", Москва, 1996 Составитель иеромонах Иларион (Алфеев) |
Настоящее издание осуществляется в рамках реализации программы Круглого стола по религиозному образованию в Русской Православной Церкви, созданного Отделом Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата в сотрудничестве со Всемирным Советом Церквей.
Круглым столом осуществляется ряд проектов, к числу которых принадлежит и предложенная Отделом по катехизации и религиозному образованию Московского Патриархата программа подготовки и издания учебно - богословской литературы для духовных школ. Представляемое учебное пособие является одним из изданий Круглого стола по этой программе.
Деятельность и цели Круглого стола были одобрены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
"Климент Александрийский. Жизнь. Творения"
От составителя антологии
Редакция перевода - Ю. С. Терентьева.
Примечание редактора перевода
Во всём тексте "Стромат" слово "гностик" подразумевает истинного мудреца в христианском значении этого понятия. Соответственно и "гносис" у Климента есть вся полнота христианского знания.
Н. Корсунский оставил оба термина (равно как и производные от них) без перевода.
Однако, ввиду того, что в исторической литературе они прилагаются почти исключительно к личности и учению первых ересиархов, мы сочли целесообразным во избежание терминологической путаницы ввести описательные их обозначения. Так, "гносис" заменяется в настоящем издании "истинным ведением", "учением, основанном на истинном знании", и т. п. , "гностик" – "истинным мудрецом", "истинносведущим" и проч.
Книги и главы "СТРОМАТ",
представленные в АНТОЛОГИИ
Из них отсканированы книги: 4, 5, 6, 7
КНИГА ПЕРВАЯ
1. [Тема сочинения. Польза, которую писатели своими произведениями доставляют читателям] _ 30
2. [Ответ автора на упрек некоторых за внесение в свое сочинение многих заимствований из греческой философии] _ 39
3. [Против софистов, хвалящихся совершенно бесполезным знанием] _ 40
4. [Подобие богословию; и науки светские имеют небесное происхождение] _ 41
5. [Философия является служанкой богословия. Разъясняется это аллегорическим толкованием историй Сарры и Агари] _ 43
6. [Добродетель бывает не от природы, но от обучения, которое способствует возникновению и самой расположенности к добродетели] _ 46
7. [Философия пролагает путь к Небу. Путем этим, однако же, не является ни один из тех, какие указывают частные философские школы, но тот, который расчищается Церковью] _ 48
8. [Софистика и иные искусства, занятые лишь словами, есть искусства бесполезные] _ 50
9. [Знание наук человеческих, имеющих связь с философией, необходимо для разумения Священного Писания] _ 52
10. [Должно заботиться больше о добродетели, нежели о красноречии] _ 54
11. [От какого рода мирской мудрости и философии заповедует уклоняться апостол?] _ 56
12. [Не каждому следует открывать истины веры, потому что не все слушатели одинаково расположены к истинному учению] _ 59
13. [Каждая из философских школ содержит некоторую часть истины] _ 60
14. [Ряд греческих философов] _ 61
15. [Эллинская философия по большей части имеет чужеземное происхождение] _ 64
16. [Кроме философии, варвары были изобретателями почти и всех других наук и искусств] _ 68
17. [По поводу слов Спасителя о тех, кто приходил прежде Него] _ 71
18. [Изъяснение слов апостола: «Погублю мудрость мудрецов» (1 Кор. 1, 19)] _ 75
19. [О том, что и философы отчасти разумели истинное учение] _ 77
20. [Границы, в которых философия способствует пониманию и принятию учения божественного] _ 81
21. [Сопоставление истории эллинов с эпохой Моисея и пророков показывает, что учреждения и законы евреев гораздо древнее любомудрия эллинов] _ 83
22. [О греческом переводе Ветхого Завета] _ 102
23. [О времени рождения Моисея, его происхождении и жизни] _ 103
24. [Об образе исполнения Моисеем обязанностей вождя евреев и о том, каким примером это служит другим в исполнении их обязанностей] _ 107
25. [Каким образом Платон в своем сочинении «О законах»вдохновлялся Моисеем] _ 110
26. [Моисей по справедливости называется божественным законодателем, хотя и низшим в сравнении с Христом, однако же высшим, чем греческие законодатели Минос и Ликург] _ 111
27. [Закон всегда, даже и налагая наказания, имеет в виду благо людей] _ 113
28. [Четырехчастность Моисеева закона] _ 115
29. [Сличив эллинские учреждения с еврейскими, один египтянин по справедливости назвал эллинов детьми] _ 117
КНИГА ВТОРАЯ
1. [Предметы, предложенные к обсуждению в этой книге] _ 119
2. [Познавать Бога можно только верой] _ 120
3. [Против еретиков, утверждающих, что вера возникает в силу естественной необходимости] _ 123
4. [Польза веры; она — основа всего знания] _ 124
5. [Примеры, свидетельствующие о том, что эллинами многое заимствовано из Священного Писания] _ 127
6. [Превосходство веры и ее польза] _ 130
7. [Польза страха; опровержение возражений против него] _ 133
8. [Опровержение последователей Василида и Валентина, утверждающих, что страх есть единая причина возникновения всех явлений, в том числе и относящихся к миру высшему] _ 135
9. [Взаимная связь христианских добродетелей] _ 138
10. [Характер христианского философа] _ 141
11. [Познание, достигаемое верой, есть наидостовернейшее] _ 141
12. [О двух сторонах веры] _ 144
13. [О первом и втором покаянии] _ 146
14. [О грехах невольных] _ 147
15. [Виды свободных действий и грехи, из них возникающие] . 148
16. [Как следует понимать те места Священного Писания,
в которых Богу приписываются человеческие страсти] _ 152
17. [Различные виды познания] _ 154
18. [Закон Моисея является источником всех нравственных учений; воспользовались им и эллины] _ 155
19. [Истинный мудрец подражает Богу преимущественно в благотворении] _ 163
20. [Отличительными свойствами мудреца являются также терпение и воздержность] _ 167
21. [Различные мнения философов о цели человеческой жизни] _ 177
22. [Высшее благо человека, по Платону, состоит в уподоблении Богу, в чем единодушны с ним и церковные писатели ] _ 179
23. [Преимущества брака; заповеди; которые следует соблюдать пребывающим в нем _ 182
КНИГА ТРЕТЬЯ
18. [Предостережение против двух крайних мнений:
1) что будто бы следует воздерживаться от брака из ненависти к Творцу;
2) относительно выводимой отсюда мысли о позволительности различных непотребств и в браке] _ 187
КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ (см. изображение в формате PDF)
1. [План, которого автор намерен держаться в дальнейшем при обсуждении разных предметов] _ 190
2. [Почему книгам этим дано название «Строматы»?] _ 191
3. [В чем состоит истинное превосходство человека? ] _ 192
4. [Похвала мученичеству] _ 195
5. [О пренебрежительном отношении к болезням, бедности и другим внешним несчастьям] _ 198
6. [Некоторые из источников блаженства] _ 200
21. [О совершенном христианине, или истинном мудреце] _ 206
22. [Образ мыслей и действий истинного мудреца не должен определяться ни страхом наказания, ни надеждой на награду, но лишь любовью к доброму и прекрасному] _ 209
23. [Истинный мудрец, насколько от него зависит, воздерживается от всего, что льстит чувственности, и жертвует благами низшего рода для высших] _ 213
24. [Значение и цель скорбен, возлагаемых Богом на человека] _ 216
25. [Истинное совершенство в познании Бога и любви к Нему] _ 217
26. [О том, как истинный мудрец пользуется телом и вещами земными] _ 221
КНИГА ПЯТАЯ (см. изображение в формате PDF)
1. [О вере] _ 225
4. [И языческие, и христианские авторы, говоря о священных предметах, прибегают к иносказанию] _ 232
12. [Бог не постигается разумом; понятие о Нем не может быть выражено и словесно] _ 236
13. [И по учению мирских мудрецов познание о Боге есть дар, ниспосланный Им Самим; лишь удостоенные божественного вдохновения могут и других соделать участниками этого познания] _ 239
КНИГА ШЕСТАЯ (см. изображение в формате PDF)
5. [Эллины имели некоторое понятие об истинном Боге] _ 242
6. [Кроме иудеев, Евангелие было возвещено и язычникам — как находящимся в аду, так и живущим земной жизнью] _ 244
7. [О качествах истинной мудрости и божественном ее источнике] _ 248
8. [Философия, хотя апостол и ставит ее ни во что в сравнении с совершеннейшим евангельским знанием, есть тем не менее познание от Бога] _ 251
9. [Истинный мудрец хранит свою душу от всякого рода нестроений и волнений] _ 255
10. [Полезно изучение и человеческих наук; они помогают утверждению веры и уразумению предметов, входящих в науку божественную ] _ 259
КНИГА СЕДЬМАЯ (см. изображение в формате PDF)
1. [Истинный мудрец есть истинный почитатель Бога: неверующие несправедливо обвиняют его в безбожии и нечестии] _ 261
2. [В предвечном совете Отца решено, что Сын будет Творцом всего существующего и Промыслителем о нем. Поэтому и промышляет Он о людях и устраивает спасение их] _ 263
3. [Истинный мудрец напрягает все силы, чтобы уподобиться Богу и Его Сыну] _ 267
4. [Язычники измыслили богов по собственному подобию, и это послужило началом всех суеверий] _ 272
5. [Чистая душа более угодна Богу, чем рукотворные храмы] _ 275
10. [Путь истинного мудреца к совершенству] _ 277
11. [Жизнь истинного мудреца. Его мужество при перенесении несчастий и самой смерти] _ 280
15. [Ответ нежелающим присоединяться к Церкви по причине разделяющих ее ересей] _ 286
16. [Двоякий способ отличать истину от ереси: во-первых, ссылка на Писание как критерий истинности или лживости любого учения] _ 288
17. [Другой способ выяснения истины заключается в том, чтобы определить, чье предание старше — Церкви или еретиков?] _ 296
18. [Различение в Моисеевом законе животных нечистых и чистых, имея таинственный смысл, может быть приноровлено и к иудеям, и к еретикам] _ 298