Томас Шипфлингер

 

"София – Мария. Целостный Образ Творения"

 

Издание "Гнозис Пресс – Скарабей", 1997

Ответственный редактор Валентин Никитин

 

 

 

Из предисловия автора:

В этой книге постоянно утверждается, что Св. Премудрость, Агиа София, явила себя миру, как предсказал пророк Варух (Вар. 4,1), и что это явление осуществилось в Деве Марии.

 

Стр.392-397

ОПЫТ РАЗЪЯСНЕНИЯ ЕДИНСТВА СОФИИ И ДЕВЫ МАРИИ

 

При принятии гипотезы о том, что София воплотилось в Деве Марии, возникает сразу несколько вопросов. Где об этом написано? Кто это предсказал, это познал, этому учил? В сущности своей об этом догадывались мудрецы и святые многих религий. Это было основательно познано, пророчески возвещено и описано авторами откровения Ветхого Завета. Как осуществленное чудо это было усмотрено и с почитанием принято мудрецами и святыми новозаветного народа Божия, особенно же ярко проявилось в русском культе Девы Марии и в видениях некоторых одаренных визионеров Запада. Все это было широко представлено в предшествующих главах. Удивительно, как ясно и отчетливо некоторые видели это.

 

Если это объединение Софии и Девы Марии, это единство Софии-Марии столь явлено экзистенциально и de facto, то как можно это единство объяснить богословски и сделать понятным? В каком отношении находится это единство Софии и Девы Марии к ипостасному союзу Логоса и Христа?

 

В связи с этим можно точно сказать, что между Софией и Девой Марией нет ипостасного единства, ибо в Unio hypostatica объединены только Божественная и человеческая природы в Божественном Лице Логоса, причем божественная и человеческая природы различны по сущности. В единстве же Софии и Девы Марии нет двух различных по сущности природ, но только одна сотворенная природа, хотя эта единая тварная природа выступает в двух различных формах, т.е. в чисто духовной, эонической форме и – в воплощенной, земной, человеческой. Однако Лик Софии остается одним и тем же. Лик, дух, личностное сущностное ядро Софии (если говорить в доступных нам понятиях) остается одним и тем же; меняются только феноменальные формы ее бытия, ее выражения, ее действенности. Чисто духовные, собственно сущие формы ее премирного эонического бытия облеклись в плотские пространственно-временные земные формы человеческого существования.

 

В воплощенных земных формах бытия отступила назад чисто духовная софийная природа, она облеклась и скрылась в них. Она здесь же, но умалилась, укрылась, присутствует только виртуально. Понятно, что она не в состоянии действовать чисто духовно, в свою полную силу, будучи облеченной в пространственно-временную телесную форму, но только – в меру своей телесности и человеческой конституции.

 

Дух, воплотившийся в материи, соединившийся с человеческой природой, законами материи сковывается и сдерживается. И поскольку сонное, слабое или больное тело уменьшает способность духа выражать себя и действовать, то дух Софии путем принятия человеческой природы обучает эту природу способности выражения и действия.

 

Воплотившись в Деве Марии, София стала настоящим человеком и действовала и жила как настоящий человек: она родилась и выросла как настоящий человек, училась, вела и выражала себя как человек. Ее софийное знание, ее софийная власть и господство оставались, как правило, скрытыми, хотя в некоторых аспектах они и проявляли себя, например, в силе ее веры и добродетели, в ее мудрости, чистоте и красоте.

 

Избавление от первородного греха и от всякого греха

 

Избавление воплотившейся Софии-Марии от первородного греха в богословском контексте является одной из дискуссионных тем. Для человеческой природы Софии-Марии это избавление является следствием провиденного страдания Спасителя, из нее вочеловечившегося Логоса. Первогреховность касается не столько Лица, сколько человеческой природы, воспринятой этим Лицом. Что же касается личного греха, то можно сказать, что Дева Мария была предохранена от него великими деяниями Иисуса. Была ли София в ее эоническом бытии также предохранена, например, от грехопадения, Иисусом, из нее вочеловечившимся Логосом, как считают гностики? На это можно ответить утвердительно, не особенно распространяясь. София имела такую возможность на основе свободы воли, как, например, и Люцифер. То, что она была предохранена от этого особым благодатным актом Бога, подчеркивает только ее внутреннюю связь с Логосом и тот факт, что она является Возлюбленной Ягве.

 

Инкарнация Софии и ее единство с Девой Марией

 

Ипостасное объяснение единства двух природ во Христе, как уже было сказано, не может служить нам здесь образцом. Скорее может подойти тот тип единства, который существует между плотью и душой, между телом и духом. Подобно тому, как человеческий дух выражает себя в теле, в зависимости от свойств тела духоподобно, сознательно или полу-, а то и бессознательно в более или менее материальных, несовершенных человеческих формах, так и софийный дух может выражаться в Деве Марии естественным образом только согласно ее человеческой природе. София смиренно признала себя готовой принять эту ограничивающую ее человеческую природу, взять на себя ничтожество человеческого существования. Она, как и ее Жених, объявила себя готовой на время земной жизни основательно скрыть, умалить свое софийное могущество и подчинить себя законам пространства и времени и условиям человеческой природы со всеми вытекающими отсюда последствиями, как это сделал и ее Иисус (ср.: Фил 2, 7-8).

 

Поэтому мы вправе обозначить единство духоносной личности Софии с человеческой природой как информативное, ин-статичное, ин-корпоративное, как плотско-душевное, или телесно-духовное по аналогии с тем, как объединены и действуют тело и душа в человеке. Тело Девы Марии, человеческая природа Девы Марии одушевляется духоносной Софией. София в этом плане является душой Девы Марии, а Дева Мария - престолом, местом обитания Премудрости. София инкарнирует себя в Деве Марии, включается и воплощается в теле Девы Марии.

 

Хотя Дева Мария казалась обычной женщиной своего времени, ее софийное достоинство и могущество было сокрыто и умалено на время ее земной жизни. Оно опять проявилось только при ее вознесении на небо, когда ее человеческая природа преобразилась, т.е. освободилась от оков здешних пространственно-временных ограничений. Уже здесь стали очевидны и открылись все ее софийные достоинства, добродетели, способности и красоты. Здесь она предстала во всей своей открытости и явленности Царицей Неба и земли, Матерью всех народов, т.е. исполнением чаяний людей и народов о Приснодевстве, Вечной Женственности и Материнстве. Здесь она – истинная Гинарха, т.е. истинная слава пророчески предугаданных в книгах Премудрости Израиля и многих других народов достоинства и красоты идеальной женщины – Вечно-женственного. Здесь она – торжество победы добра над злом, прекрасного над безобразным, благородного над обычным, единства над рознью, гармонии над хаосом, жизни над смертью. Ее смиренное уничижение при вочеловечивании делают победу и превосходство Софии-Марии еще более блистательными. В Откровении эта победа возвещена в образе жены, облеченной в солнце (Откр 12, 1), победы над драконом.

 

Иконографически единство Софии и Девы прекрасно изображается на многих картинах, где Дева Мария держит в руках или на коленях книгу, как это можно видеть на многих изображениях Благовещения. Особой выразительной силой обладают иконы Софии. Богословски софийное достоинство Девы Марии обосновано в книгах Премудрости Ветхого Завета и представлено в софилогической линии традиции. Литургически это единство проявляется в использовании в чтениях на богородичные праздники текстов ветхозаветных книг Премудрости. Предельно выразительны и значимы в этом плане наименования в Лауретанской литании, которые могут быть поняты только в софийном смысле.

 

Как Иисус Христос является полным именем вочеловечившегося Логоса, так имя воплотившейся Софии звучит как София-Мария.

 

Основание для допущения софианско-марианской гипотезы: София вочеловечилась в Марии, Мария есть воплощенная София.

1. Такая гипотеза позволяет установить, что София, пророчески открытая в Библии, обретает свое личностное осуществление в Деве Марии и в Церкви.

2. Она дает прочно опирающееся на библейские тексты узрение места Девы Марии в искупительных планах и деяниях Христа. Дева Мария – невесто-материнская Соратница и  Помощница Христа, как София – Невеста Логоса и Его Соратница в делах творения и управления миром, а также –— при спасении и руководстве Израилем.

3. С ее помощью обосновывается и делается более понятным так называемое сверхземное почитание Девы Марии, стоящей превыше всех апостолов и святых.

4. Она включает в себя и интегрирует три главные формы, в которых усматривается и почитается Дева Мария:

   а) в качестве простой, святой и образцовой жены, матери и домашней хозяйки;

   б) в качестве высокочтимой Девы, Матери Единственного, Матери Церкви, Матери благодатей, как Целительницы больных и всесильной помощницы людям;

   в) в качестве космической Царицы Неба и земли, Души Мира, Матери народов, истинной носительницы Лауретанских именований; их мы находим также и в "Акафисте" Восточной Церкви.

 

Эти три формы выявляют особые измерения Девы Марии:

   а) Природно-человеческое измерение, в котором она усматривается и почитается верующими, евангелической и реформаторской Церквами.

   б) Сверхприродно-небесное, сверхземное измерение, в котором она усматривается и почитается православными и католиками.

   в) Космическое и софийное измерение, в котором она усматривается и почитается в Восточной Церкви особенно в русской традиции. Эти же тенденции проявляются в сегодняшней науке (естествознании, религиоведении, психологии, символологии и др.), где это измерение приобретает все больше и больше сторонников.

 

Эти мысли – только побуждение и попытка лучше понять таинство Софии-Марии. Дело богословия глубже исследовать эти попытки и наметки и решить, пригодны ли они для уяснения этой глубинной тайны (ибо она такова же, как и тайна вочеловечивания Логоса) или же следует искать иные объяснения и формулировки.

 
Примечания к опыту описания единства, в котором находятся София и Дева Мария, София и мир:

 

1. Познание и особенно формулирование таинства никогда не может быть окончательным; оно всегда может быть углублено, улучшено, расширено. Все это требует в данном случае сотрудничества между богословами, философами, естествоиспытателями – особенно биологами и психологами. Формулировки, в которых пытаются выразить единство Софии и Девы Марии, не должны быть категоричными, но – всегда оставаться открытыми для новых знаний и открытий.

2. Наряду с усилиями по уяснению взаимосвязи Софии и Девы Марии, мне представляются также важными исследования отношений между Софией и миром, космосом, универсумом.   Очевидно,  что  сегодня,  когда  мир  находится в состоянии глубокого экологического кризиса, особенно важно понять и признать единство Софии-Марии и мира.

3. Парадигма телесно-душевного единства в человеке представляется плодотворной  и уместной  для объяснения других единств. И если даже при этом остается еще много таинственного, парадоксального, арационального (а это все знаки Божественной реальности), если даже богословы, естественники и гуманитарии поставят в этой модели объяснения много вопросительных знаков, то и при этом подобный опыт отыскания единства  Софии и  Девы  Марии, Софии и мира на путях телесно-душевного единства остается закономерным и имеет хорошие перспективы в будущем прийти к истине.

 

=============

Индекс библиотечки "Логос-София-Гнозис"

 

Hosted by uCoz