о. Александр Мумриков.

ВАШЕ СВЯТОЕ ИМЯ

 

Журнал УРАНИЯ № 5, 1997г.

 

Фрагменты статьи

==============

 

О. Павел Флоренский, с творчеством которого у меня связалась вся жизнь, говорит, что если бы литургию свести к самой краткой формуле, то это было бы "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа". Недаром это обращение мы столь часто слышим как возглас священнослужителя, заканчивающий молитвенное обращение.

И духовный смысл имени как такового напрямую связан, с одной стороны с божественными именами, которыми мы обозначаем присутствие Господа, а с другой стороны – с теми именами, которые мы носим. И здесь уже условно можно провести границу между Софией тварной и Софией Божественной, которая выражается в духовном смысле имени, в отличие от наших конкретных тварных имён.

Надо сказать, что проблематика имени как духовной основы всякого осмысления нашего мира и предстояния Господу наиболее актуально встала в десятые годы ХХ столетия, когда разгорелись споры имяславцев с имяборцами. В результате произошла трагическая ошибка и около тысячи наиболее молитвенных монахов были высланы со святой горы Афон и рассеяны по разным местам России с запрещением в священнослужении из-за того, что они по первоначальному определению Священного Синода, непрерывно в молитве, призывая Имя Бога, отождествляли Бога с Его Именем. Эта ошибка, к счастью была преодолена самим Синодом: было принято постановление, в котором разъяснялось – если в главной молитве православных христиан, в иисусовой молитве ("Господи Иисусе Христе Сыне Божий. Помилуй мя грешного"), призывается Имя Господа, то призывается и Сам Господь, но отождествления при этом не происходит. Призывающий поминает Божественное Имя и тем самым входит в общение с Личным Богом, с Личностью Иисуса Христа, а не с абстрактным магическим низведением Бога на землю, как это вменялось в вину имяславцам.

Эти события повлияли на богословскую мысль начала ХХ века. Три крупнейших философа-богослова написали труды на эту тему. Одним из первых был гениальный филолог, физик искусствовед отец Павел Флоренский. Но его рукопись не была издана до недавнего времени.

Группа, в которую вошёл и я, подготовила рукопись к изданию в 1989 г. Следующий труд был создан Алексеем Фёдоровичем Лосевым – глубочайшим мыслителем, которого называют последним великим неоплатоником. И, наконец, отец Сергий Булгаков, сподвижник отца Павла Флоренского, выпустил в Париже книгу на ту же тему и с тем же названием – "Философия имени". Эти три труда легли в основу понимания того, что такое имя Божие и что такое имя тварное, и как нам осмыслить своё имя, когда мы стремимся постичь. Какое же служение нам выпало в мире от Бога.

Теперь поговорим о вещах более конкретных. При подготовке рукописи отца Павла Флоренского я не мог не обратить внимание, что перечень конкретных тварных имён, которые мы носим, начинается с парных имён, мужского и женского: Александр – Александра, Алексей – Анна, Василий – София, Владимир – Ольга и т. д. Уже из парности этих имён видно, что отец Павел пользовался житиями святых, открывших нам высшее предназначение того имени, которое они несли в этот мир; по житиям святых мы знаем их судьбу, их подвиг перед Богом. И, с другой стороны, в этих описаниях очень чувствуется влияние конкретных астрологических знаков, если учитывать календарь-святцы, которые так или иначе можно соотнести с этими именами. Описывая значение каждого имени, отец Павел прежде всего учитывал высший тип имени, который даёт нам имя святого и его житие. Однако описывал он и низшее имя – то же самое имя, но уже в его астрологическом аспекте в соответствии с конкретным знаком зодиака.

Получается, что замысел этот фактически определяет границу между психофизической характеристикой нашей низшей природы и тем, чего мы должны достигнуть духовно развиваясь, той духовной предназначенностью, которая выражается в имени святого, покровительствующего нам. Каждый из нас как бы находится между этими двумя полюсами: одни тяготеют к покровительству святого, подражая его житию или молясь ему, другие вообще это не учитывают, – и тогда они приближаются к своей астрологической характеристике, которая обусловлена психофизикой, нашей низшей природой. Преодолеть нашу психофизику – значит взойти к имени святого, который нам покровительствует.

Так что духовный смысл имени, как показал отец Павел Флоренский, заключается в высшем его типе – в архетипе того святого, который ведёт человека по жизни и которого с этим именем знает Бог. А через этого святого Бог знает и нас. И тогда понятно, что бессмысленны споры о том, мешает ли астрология православному человеку или помогает. Просто каждая из этих сфер взаимно дополняет другую. В принципе нам, конечно, нужно знать свою психофизическую характеристику, которая обозначается натальной картой, но мы её должны преодолеть, восходя к тому святому, имя которого получили в крещении. И преодоление это начинается с преодоления ложного отождествления своего имени и имени святого, который нам покровительствует.

Традиционно настороженное отношение церкви к астрологии вполне естественно. Астрология стоит в ряду других магических наук, и сама по себе, конечно, отвлекает человека от того пути быстрого восхождения, который открывается в житии святого, помогающего нам по жизни. Но, с другой стороны, я в этой связи обычно привожу пример из жизни отца Павла. Ещё в начале своего жизненного пути он пришёл к своему будущему духовнику, очень высоко духовному человеку – епископу Антонию Флоренсову, жившему на покое после того, как из его рук исцелилась девочка при канонизации у мощей преподобного Серафима.

После этого события епископ Антоний целиком посвятил себя молитвенному подвигу, ушёл в затвор в Донской монастырь. И вот к нему приходят два юноши: будущий Андрей Белый (тогда ещё Борис Бугаев, сын профессора математика Бугаева) и Павел Флоренский, будущий отец Павел. И епископ Антоний Флоренсов попросил их принести свои натальные карты! Он сказал, что выбирает своих чад именно по такому принципу: сначала смотрит карты рождения и прикидывает, справится ли ученик с изменением, преображением собственной личности или же ему нужно искать другого наставника. И вот Павел Флоренский и Андрей Белый принесли свои карты рождения, епископ посмотрел их – и Андрея Белого не взял в свои духовные чада. А Павлу Флоренскому, который собирался идти  монастырь, сказал, что его путь – семейная жизнь и преподавание в духовной академии, причем преподавание философии, которая является как бы пограничной между богословскими дисциплинами и теми оккультными учениями, с которыми Флоренскому приходилось соприкасаться. Кстати сейчас упрекают отца Павла Флоренского, что он впервые включил раздел оккультизма в курс философии Духовной академии. Но он исходил из тех соображений, что будущие пастыри должны знать эту проблематику и нельзя их обезоруживать тем, что они вообще будут в неведении относительно этой сферы знаний.

Нередко задают вопрос: а как же вы, находясь в православной церкви интересуетесь астрологией? Оказывается, что это очень полезно для пастырской практики. Епископ Антоний Флоренсов это знал. По аспектам, скажем, сразу видны проблемы, которые человеку нужно преодолеть, или же воспринять их как некое наставничество на пути духовного развития. Но ни в коем случае нельзя отбрасывать эти проблемы! Именно в православии проблема сама по себе является движущей силой, которая позволяет человеку духовно развиваться. Кстати, в одной своей богословской статье я буквально сравниваю проблему и таинство – взаимодополняющие моменты духовного преображения.

Итак, каждый из нас находится как бы между двух полюсов: это наша психофизика, с которой мы пришли в этот мир и которая обусловлена влиянием звёзд, и с другой стороны, это Промысел Божий о каждом из нас, связанный с тем святым, коего нам даровало таинство крещения быть руководителем на жизненном пути. Нам трудно понять, насколько мы уже отвлеклись от тех энергий, которые обуславливают нашу психофизику, насколько мы родились духовно. Этот процесс очень длительный, он зависит от того, насколько человек работает над своими проблемами, насколько он прибегает к помощи таинств и святого покровителя. И задача человека – преодолеть полностью свою натальную карту – "интегрировать" все двенадцать знаков зодиака. Тогда они не будут действовать на нас односторонне. И у нас будет личность уже не психофизическая, но духовная, открытая к принятию личности святого, наставника на нашем пути.

Вот такие глубоко значительные проблемы отражены в труде отца Павла Флоренского, опубликованном в 1989 – 1990 годах в периодике, затем вышедшем отдельной книгой. К сожалению, есть сейчас и "пиратское" издание этой работы под названием "Имя, характер, судьба", где труд отца Павла соединили под одной обложкой с трудом дрессировщика Б. Хигира, который клички животных переносит на характеристики человека.

 

Восход в реестр библиотечки "Логос-София-Гнозис"

Hosted by uCoz