Александр Дугин
Метафизика благой вести
Глава 8. Свобода твари и выбор ангелов
http://www.arctogaia.com/public/blagovest/pravos1.htm#8
Креационистская космогония имеет один крайне интересный пункт, практически отсутствующий в большинстве манифестационистских традиций. Он связан с "метафизикой зла" и проблемой свободы. Поскольку этот вопрос имеет важное значение для православной доктрины, остановимся на нем подробнее.
Понимание Творения как радикального отчуждения твари от Творца, как одноразового порождения Вселенной из ничто приводит к логическому заключению о наделении твари особым качеством — свободой. Это качество не может быть в полной мере присуще Проявленному в манифестационистской перспективе, так как там речь идет лишь о сокрытии Принципа под вуалью Майи, "иллюзии", и следовательно, если проявленное существо следует Принципу, оно поступает так в силу ярко ощущающейся связи с ним самим, а если не следует, это означает лишь, что такая связь ослабевает и доля иллюзорности существа возрастает. В любом случае, будучи несотворенным, всякое проявленное существо есть результат и поле игры ("lila" на санскрите) онтологических Принципов. Хотя это существо и обладает определенной долей ответственности, она никогда не абсолютна и основана на чисто негативном факте неведения (avidya) относительно подлинной природы реальности. В манифестационистской доктрине нет проблемы выбора, но есть проблема знания. Принцип не отделен от Проявленного непроходимой границей, как в креационизме, и поэтому, выбирая свою сущностную ориентацию, проявленное существо руководствуется не рискованным волевым решением, основанном на вере, но степенью собственного гносеологического развития (а подчас и предысторией своего до-телесного существования). Поэтому в манифестационизме проблема зла никогда всерьез не стояла, а то, что там все же считается злом, есть, в конечном счете, простое невежество.
Креационизм предполагает у твари практически ничем не ограниченную свободу, и условия Творения из ничто таковы, что Творец не может прямо повлиять на ориентацию твари. В этом, как говорили христианские богословы, заключается "риск Божества", реализовавшего Творение. Тварь же, со своей стороны, вольна самостоятельно определять свое отношение к Творцу, руководствуясь лишь внутренними соображениями. Отсюда и рождается зло — как волевой выбор твари, противоречащий утверждению того соотношения между Творцом и тварью, которое креационисты считают единственно правильным и, соответственно, благим. Очевидно, что "благом" в такой перспективе является волевая вера сотворенного в Сотворившего его и признание своей принципиальной инаковости, вторичности и несопоставимости с Творцом. Тварь как бы признает по своей воле собственное "ничтожное" происхождение и по обратной логике славословит невидимого и неизвестного Творца как Deus Absconditus. Та тварь, которая делает противоположный выбор, т.е. не признает своей "ничтожности" и не славословит Творца как абсолютно Иное, нежели она сама, таким своим выбором порождает зло как особую реальность, существующую исключительно за счет свободного волеизъявления сотворенного. Поэтому креационистские богословы и отказывают злу в какой бы то ни было онтологичности и самостоятельности. Творец, с их точки зрения, не творит ничего злого; Творение изначально является благим. Но зато Он заведомо наделяет Творение свободой, которая и порождает в определенных случаях зло, приводит его к существованию. Это предельно ясно. Любопытно только, что некоторые неортодоксальные мыслители отвечали на это довольно остроумным доводом: если Бог, создавая тварь свободной, создает тем самым предпосылки для возникновения зла, не является ли все же именно Он (неявным и непрямым) автором этого зла, коль скоро сама свобода чревата неправильным выбором? Метафизическое развитие этого соображения встречается и в Каббале, где прямо утверждается, что исток зла находится в Боге. "В Боге есть ворота Севера. Оттуда выходит зло. Это зло — гласный "патах" (произносится как "а" — А.Д.)"(8-1).
Как бы то ни было, в креационизме проблема выбора стоит чрезвычайно серьезно и предопределяет всю конкретную структуру Вселенной, наполняя существование значимостью и содержанием. Эта проблема возникает с самого первого момента Творения, в Первый День и на самом его верху, на Небе. Речь идет о "падении денницы".
Чтобы адекватно понять этот важнейший момент, необходимо разъяснить подробнее соотношение между небесным миром неоформленных сущностей (ангелов) и мирами формальной Проявленности, населенными индивидуальными существами, обладающими формой.
Соотношение между ангелическим миром без форм, регионом "Верхних Вод", и двумя мирами "Нижних Вод" (телесным и душевным) заключается в том, что высший небесный мир находится по ту сторону не только времени, но и любой длительности. Именно к небесной реальности применимо определение "вечности" в ее этимологическом смысле, т.е. "нечто, охватывающее все время, все "века" и весь объем иных модусов длительности". Именно поэтому в отношении мира Принципов Православие употребляет термин "предвечное", т.е. бывшее до сотворения вечного, превышающее вечное, трансцендентное по отношению ко всему Творению и ко всем модусам его существования — последовательным или синхронным. Само Творение является вечным, так как все виды длительности являются действительными только в рамках Творения, оно же в самом себе превосходит всех их. Для точного понимания этого соотношения в греческом богословском языке есть термин "эон", т.е. "вечность" Творения, радикально отличная от "предвечного" или "сверхвечного" мира Божества.
В небесной бесформенной ангелической реальности все существует одновременно, синхронно. Небесная вечность — это все время и вся длительность, взятые совокупно. События, вещи и существа пребывают в этом мире в их архетипическом состоянии. Время на Небе подобно пространству на земле, т.е. застывшему и перманентному комплексу, где неподвижно и стабильно очерчены траектории всех существ, вещей и их путей, которые в мирах "Нижних Вод" проходят последовательно и поочередно. Чтобы представить себе ангелическую реальность, можно уподобить ее отстраненному взгляду на физическую жизнь человека со всеми ее телесными и психическими трансформациями, поступками, событиями и снами от рождения (даже зачатия) до смерти, видимую одновременно, где в зависимости от концентрации ангелического внимания можно зафиксироваться на любом отрезке, независимо от того, каким его воспринимает сам человек — прошлым, будущим или настоящим. Эта небесная реальность называется в традиции "Книгой Жизни", т.к. в ней записан сценарий всех циклов телесной и душевной истории Вселенной вместе со всеми населяющими ее существами. Все, что случалось, случается и случится во всех отсеках миров "Нижних Вод", уже случилось в мире бесформенной Проявленности. Или иначе, в терминах Генона, фактическое содержание всех циклов длительности (включая человеческое время) есть не что иное, как развертывание в форме последовательности того, что уже существует в форме одновременности на Небе.
Но в креационистской перспективе Небо — это первое из Творения, и следовательно, оно наделено тем качеством свободы, которое вообще характеризует Творение. Отсюда и тематика "падения ангелов", которое, согласно преданию, произошло уже в Первый День Творения. Это и не могло быть иначе, так как Первый День есть миг создания всего основного содержания Вселенной в архетипическом состоянии, а остальные Дни являются лишь конкретизацией и детализацией сущностных архетипов, заложенных в Творении Неба и Земли (или "еще не разделенных вод") в Первый День. Первый День длится вечно. Это эон, стоящий по ту строну всех видов длительности. Нет ничего в Творении, чего уже не существовало бы в архетипическом состоянии в Первый День, когда было создано Небо, вместилище всех тварных возможностей, существующих одновременно. К сожалению, этот логичный и естественный традиционный взгляд на вещи часто упускается из виду в богословских конструкциях, где вместо полноценной онтологической позиции мы сталкиваемся с сугубо временным рассмотрением Вселенной, что правомочно только для узкого, физического, сугубо человеческого (и то лишь после грехопадения) восприятия реальности.
В Первый День, в первый миг Творения происходит деление небесных архетипов на две группы. Это деление есть результат "свободы", данной твари Творцом. Вся полнота свободы реализуется именно на Небе и именно в этот первомиг. Одна часть ангелов, т.е. световых, умных и вечных сущностей, утверждает свою "ничтожную" тварную природу, воспевая иного и нетварного Бога. Это "десная сторона", "тьма одесную Тебе", как говорит 90-й псалом Давида. Эти ангелы настаивают на разнородности, разносущности их собственной природы (которая есть в конечном счете "ничто") и трансцендентной природы Божества, слиться с которой они не смогут никогда и ни при каких обстоятельствах. Так и только так понимает благо полноценный и законченный креационизм. Вторая часть (меньшая — 1/3 или 1/10) всех ангелов отказывается от признания своей тварной природы и, соответственно, своего "ничтожества" и утверждает единосущность своей природы с природой Бога. Эти ангелы применяют к себе вместо термина "рабы Божьи" термин "сыны Божьи" ("Bne Elohim" на иврите) и "падают", становятся по левую сторону, "ошую" ("падет от страны Твоея тысяща, и тьма одесную Тебе, к Тебе же не приближится" — 90-й псалом). Поразительно, что "восставшие ангелы", "сподвижники денницы-Люцифера", занимают в метафизическом смысле строго манифестационистскую позицию и ставят под вопрос легитимность восприятия Творения как Творения. Теперь совершенно понятно, почему креационистские традиции и, в первую очередь, иудаизм так однозначно отвергают все манифестационистские учения и строго отождествляют божественных небесных персонажей, фигурирующих в этих учениях, с демонами и бесами. Это характерная черта всякого религиозного монотеизма, утверждающего непроходимую стену между тварью и Творцом, который и называется "единым" именно на том основании, что он радикально инаков по отношению к тварной Вселенной, и следовательно, никакой конкретизации его внутренней природы, кроме утверждения его единственности и единства, с точки зрения твари, быть не может. Заметим попутно, что христианский тринитаризм находится в прямой противоположности с ортодоксальной монотеистической тенденцией, и именно на этом основании иудаистические и исламские богословы строили свою критику христианства. Для иудеев учение Христа было чистым опровержением креационистской доктрины, и поэтому, оставаясь в рамках иудаизма, Христа они могли признать только как лжемессию.
Итак, в мире эона, в неподвижной вечности, происходит раз и навсегда деление ангелов, которое совечно самому Творению. Это — фундаментальный архетип "Книги Жизни", повторяющийся с неопределенно большим многообразием на всех низших уровнях реальности. Вся свобода твари сосредоточена именно в мире Неба, где принципиальный выбор между креационистским благом и креационистским злом имеет самую чистую и простую структуру — два лагеря ангелов, "яхвисты" и "люцифериты". Каббала называет их "силы правой и левой стороны". Все остальные существа, продукты конкретизации остальных Пяти Дней Творения, свободны "не прямо" и "не чисто", но по мере сопричастности к ангелическому выбору, так как только этот выбор задан в сущностных, принципиальных терминах, а остальные "или-или" являются вторичными, и производными, иерархически приближающимися или отдаляющимися от инстанции вечной "первосвободы". Именно поэтому в библейском описании механизма грехопадения участвует "искуситель", "древний змей", а сотворенный на Шестой День Человек вовлекается в стихию свободы не непосредственно, а через модель выбора одного из полюсов ангелическо-демонического дуализма, в данном случае закончившегося приятием Адамом некреационистского подхода к реальности. "Змей" открывает Еве перспективу "обожения", намекая на единосущность твари (человека) и Творца. "Змей", заметим, высказывает строго адвайто-ведантистскую точку зрения на Творение-Проявление.
Последствия известны. Креационистский иудейский подход наказывает и "змея" и человека за то, за что в индуизме или дзэн-буддизме обоих только похвалили бы.
Как бы то ни было, важно ясно понять, что реализация свободы всей твари, т.е. ее выбор, проходит с необходимостью через эоническую реальность, и следовательно, сама свобода в рамках формального проявления (в мирах "Нижних Вод") заведомо предопределена небесным первовыбором ангелов. Именно поэтому можно сказать вместе с Яковом Беме, что "человек находится на острие между адом и раем", т.е. между двумя модальностями вечности, одна из которых объединяет "благих ангелов" и всех существ, причастных прямо или косвенно к их вечному выбору, а другая — всех "злых ангелов", всех "восставших" против креационистской догмы радикального монотеизма. Это и есть нормальный космологический дуализм Вселенной, который лежит в основе традиционного экзотеризма, никоим образом не ставя при этом под сомнение справедливость монотеистической ориентации. Более того, строгий теологический монотеизм и есть источник такого же строго космологического дуализма, рождающегося как необходимое и неизбежное следствие свободы — сущностного атрибута твари в креационистской доктрине.
Здесь может возникнуть ощущение, что эонический выбор ангелов, проходящий вечно, за счет своего архетипического и первоверховного положения во Вселенной предопределяет судьбу всех существ, принадлежащих сфере "Нижних Вод", а следовательно, никакой свободы этих существ вне небесной реальности просто не существует. Такой "детерминистский" подход свойственен некоторым еретическим учениям в рамках креационизма, вдохновленным в той или иной степени зароастрийской доктриной, перенесенной в креационистский контекст. Действительно, в зороастризме, и особенно в манихействе и богомильстве, ясно утверждается, что люди обладают детерминированно дуальной природой ("сыны Света" и "сыны Тьмы"), которая является следствием воплощения в человеческой оболочке одного из двух первичных начал, — Ормузда и Ахримана, — рассредоточившихся в мире формальной множественности на две группы индивидуумов. Поздние зороастрийские маги утверждали такое деление не только среди людей, но и среди животных, растений и даже камней, часть которых считалась манифестацией Ормузда, часть —Ахримана(8-2).
Однако полноценный креационизм не впадает в подобную дуалистическую крайность. Он настаивает на том, что ангелический выбор не является, строго говоря, содержанием судьбы индивидуума в ее заведомо определенной Небом конкретике. Если дела и персональные события индивидуума небесно предопределены, и действительно существа "Нижних Вод" не имеют здесь никакой реальной свободы, то им остается особый, вертикальный, не зависящий от ткани судьбы вектор, в рамках которого и осуществляется полноценный и свободный выбор. Рай или ад существо выбирает не делами или состояниями, но особым "ангелическим" скрыто присутствующим "органом", "свободным сердечным духом", не подверженным никакому детерминизму. Именно поэтому человек называется в богословии "равным ангелам". Об этом же ясно говорит православная молитвенная формула: "Вера же вместо дел, да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел, отнюд оправдающих мя". И далее: "Но та вера моя, да довлеет вместо всех...". Верой здесь называется именно проявление свободы, которую несет в своем тайном центре любое проявленное существо(8-3).
На уровне архетипа, в духовных небесах уже все произошло и все случилось, все существа "родились, пожили и умерли", но это не значит, что их духовная свобода была при этом ограничена. Обращение к вертикальному выбору возможно всегда, на любом этапе формального существования — до смерти и после нее. Хотя, безусловно, среда проявления и то или иное космическое состояние всегда определяются тем, легко ли или нет в ней пробиться к чистоте ангелической проблематики. На низших уровнях существования само различие между адом и раем настолько стирается, что выйти к этой изначальной духовной проблеме бывает чрезвычайно сложно (но никогда не невозможно).
Православная традиция наследует от иудаизма креационистскую модель понимания Творения, свободы внутри него, ангелического выбора, механизма грехопадения и т.д. Введение в православный канон "Ветхого Завета" однозначно указует на преемственность христианства креационистской перспективе в целом. А значит, все космогонические проблемы, оценки и соответствия решаются в христианстве на основе той логики, которую мы в общих чертах постарались объяснить в данной главе. Учет пропорций между небесной реальностью "Верхних Вод" и формальной реальностью индивидуального существования поможет легко объяснить многие туманные и, на первый взгляд, темные места православной традиции, где разбираются вопросы ответственности, морали, свободы, выбора и т.д.
Но сразу же можно сказать, что в отличие от иудаизма и ислама христианский креационизм нагружен совершенно специфическим качеством, пристальное исследование которого может привести к парадоксальным выводам и резко изменить все пропорции. Наследуя от иудаизма тематику выбора ангелов, христианство дает ей, в конце концов, совершенно особое, "революционное" и неожиданное решение, сопряженное с уникальной миссией Девы Марии(8-4).
Переход на оглавление библиотечки