Протоиерей Сергий Булгаков
О Ватиканском догмате
Из "Очерков учения о Церкви"
Журнал "Путь" №15, 1929г. стр. 39–80
Журнал "Путь" №16, 1929г. стр. 19–48
Две части данной
публикации представлены в графическом формате PDF
в разрешении 300 в размере 2.5Mb и 1.7Mb
соответственно
ПРИЛОЖЕНИЕ :
Фрагмент о данном очерке из книги:
Лев Зандер "БОГ И МИР", том
I
Издательство
YMCA-PRESS, Париж, 1948
стр. 142 - 143
Четвертый очерк посвящен анализу Ватиканского догмата, который в настоящее время имеет основное и решающее значение в споре о разделении Восточной и Западной Церквей. Первая часть очерка содержит историю и характеристику Ватиканского собора 1870 года. Многочисленные цитаты из воспоминаний и писем участников собора ярко рисуют ту картину потрясающего насилия над совестью, к которой свелось делопроизводство собора. Ученейший автор "Истории вселенских соборов", епископ Гефеле писал: "лишь в Риме стало мне ясно... что совершающееся там имеет лишь вид и имя христианства, лишь оболочку, зерно же совершенно исчезло... я думал служить католической церкви, а служил ее искажению... новый догмат лишен и библейского и традиционного основания и принес церкви неисчислимый вред" ("Путь" № 15, стр.51). Но вскоре после этого и он, и другие члены оппозиции должны были покорно подчиниться тому, что они называли "римским деспотизмом", или же уйти из католичества, образовав старо-католическую Церковь, "слабый успех которой явился свидетельством того, как глубоко католичество оказалось пропитано папизмом" (там же, стр.43). Вторая часть очерка рассматривает Ватиканский догмат в свете его истории и в корне подрывает миф о том, что папская непогрешимость признавалась католической церковью во все прошедшие века. Третья часть очерка посвящена подробному богословскому анализу Ватиканского постановления, которое, "в сущности исчерпывает собою всю католическую догматику, ибо в нем устанавливается критерий церковной истины, который имеет по смыслу догмата силу и на прошлое и на будущее" ("Путь" №16, стр.30). В заключение о. Сергий указывает на то, что "католической Церкви Ватиканский догмат был не нужен. Порождение одной "ультрамонтантской", или по нашей терминологии экклезиопапистской, или просто паписткой партии в церкви, он явился неожиданностью, навязанной сверху... по существу своему он есть последнее слово протестантизма внутри католичества, реформации, действующей, как контрреформация... До реформации Ватиканский догмат был бы невозможен и бессмыслен: невозможен, потому что начала церковной свободы еще были живы в католической церкви; бессмыслен, потому что не было врага, отвергавшего церковную власть иерархии" (стр.42). "Для православного мира (который не знает реформации) Ватиканский догмат есть непреедолимое препятствие к искреннему и подлинному движению к воссоединению с католичеством... Католичество стало папизмом и утверждается как таковой; напротив, Православие, хотя оно и может и должно признавать первенство римской кафедры, воздавая ей древнюю честь, ни в коем случае не может принять именно папизма, который является для него ересью в учении о Церкви" (стр.48).
Очерк о Ватиканском догмате принадлежит к числу самых суровых и непримиримых страниц, написанных о. Сергием. Суровость эта, однако, принадлежит не ему. Ожившая в этом исследовании история католической Церкви – отцы Констанцского и Базельского соборов, возмущенные голоса Ватиканского меньшинства – по разному, но единогласно свидетельствуют против принципа папского единодержавия, углубившего и закрепившего ту пропасть, которая отделяет Католичество от других христианских исповеданий. Что же касается богословской критики Ватиканского догмата, то она в значительной степени является простым расшифрованием смысла четырех глав (канонов и анафематизмов) Ватиканского постановления, каковые и сами по себе вызывают в непредубежденном уме отрицательное отношение – как вследствие своих внутренних противоречий, так и благодаря своей исключительности и непримиримости. Учитывая это, о. Сергий в течение долгого времени воздерживался от напечатания этого этюда; но после того, как некоторые русские католики с неслыханной развязностью начали обвинять его в еретичестве, он напечатал свой очерк в №№ 15 и 16 "Пути", чтобы его обвинители смогли применить к себе слова "врачу, исцелися сам". Это и оговорено им в примечании к очерку, в котором он, в частности, указывает, что "сама постановка вопроса вытекает не из враждебности, но, наоборот, из искреннего желания взаимного понимания и основанного на нем сближения" ("Путь" № 15, стр.39).